Пинки и бонусы от Европы. Чем завершился саммит Украина-ЕС

Галина Студенникова

Фото: Пресс-служба президента Украины

Накануне в Брюсселе состоялся юбилейный - 20-й саммит Украина-ЕС, в котором принял участие президент Петр Порошенко. Итогом мероприятия стало принятие резолюции из 11 пунктов, во многих из которых хоть и звучат слащавые для Украины заголовки, но в целом содержание этого документа если и не перечеркивает все планы власти сделать ставку в избирательной кампании на европерспективы Украины, то четко показывает, что в ближайшие годы никакая евроинтеграция нам не светит.

Примечательно, что с проведением саммита совпало выделение Украине пакета макрофинансовой помощи в размере 1 миллиарда евро, но сами деньги поступят в Киев только тогда, когда будет выполнен целый ряд условий западных партнеров - от борьбы с коррупцией до выполнение нашумевшего требования к Украине о "безлесе".

В деталях разбирается "Страна". 

"Государство-агрессор" 

Самой главной победой нынешнего саммита украинская сторона уже назвала политическое заявление, включенное в итоговую резолюцию мероприятия - об освобождении политзаключенных в России.

"Мы вновь решительно осуждаем явное нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины вследствие агрессии со стороны Вооруженных сил России, которая продолжается с февраля 2014 года (acts of aggression by the Russian armed forces since February 2014). Мы продолжаем осуждать незаконную аннексию Крыма и Севастополя Российской Федерацией, проведение выборов на незаконно аннексированном полуострове и ухудшение положения с правами человека на этой территории. Мы также осуждаем строительство моста через Керченский пролив без согласия Украины, дальнейшую милитаризацию полуострова, Черного и Азовского морей", - говорится в итоговом тексте резолюции саммита в пункте номер 8, озаглавленном "Россия – государство-агрессор". 

Впрочем, этот момент, а также довольно мягкое упоминание об ответственности России за авиакатастрофу рейса MH17 (оно звучало так: "Мы напомнили о трагическом падении рейса MH17, отдавая дань памяти жертвам, и выразили надежду на эффективное судебное преследование лиц, ответственных за эту трагедию, а также призвали Российскую Федерацию взять на себя ответственность и в полной мере оказывать содействие всем попыткам установить ответственных за эту трагедию"), были единственными "политическими" заявлениями на саммите.

Во всем остальном - речь шла о выполнении Украиной практической части Соглашения об ассоциации.

А в этом направлении официальному Киеву похвастаться особо нечем. 

Незыблемое Соглашение

В ЕС потребовали доработать законы об Антикоррупционном суде.

Президент Европейского Совета Дональд Туск ожидает, что Украина внесет поправки, которые касаются нормы о том, что апелляции на решения в делах, которые сейчас рассматриваются судами, будут подаваться по вертикали судов общей юрисдикции. В ЕС уже ждут изменения закона таким образом, чтобы юрисдикция Высшего антикоррупционного суда распространялась на решения судов первой инстанции. 

Кроме того, в ЕС требуют от Украины срочной отмены обязательства по е-декларированию для общественных активистов.

Еще одно требование европейцев звучит так: Украина должна предпринять немедленные шаги для отмены всех мер, несовместимых с положениями Соглашения об ассоциации и другими международными торговыми обязательствами.

"Не о "безлесе" ли дело?" - отмечает на этот счет политолог Руслан Бортник. 

Европейский союз уже несколько лет требует от Украины отменить мораторий на экспорт круглого леса из Украины. Этот запрет был введен в 2016-м. Европе выгодно покупать лес-кругляк у Украины, а не готовую продукцию, добавленная стоимость которой выше в десять раз. Средняя стоимость 1 кубометра древесины составляет 80-90 у.е., тогда как среднемировая цена обработанной древесины значительно выше - около 950 у.е. за условный кубометр. Об этом говорилось в пояснительной записке к закону о моратории. Сторонники введения моратория говорили о том, что эта мера поспособствует сокращению незаконных вырубок. Второй мотив для запрета - поддержать отечественных обработчиков древесины, чтобы поставлять на экспорт не лесное сырье, а уже обработанные изделия.

Мораторий на экспорт древесины Украины отменять не намерена, что является одним из главных претензий со стороны ЕС.

 

Вопрос о нацменьшинствах

Важной оказалась и гуманитарная часть резолюции. 

"Что касается закона Украины "Об образовании", то мы согласились с необходимостью гарантировать уважение уже имеющихся прав представителей национальных меньшинств, как это указано в конвенциях ООН и Совета Европы и связанных протоколах; обеспечить недискриминацию лиц, относящихся к меньшинствам, и уважать разнообразие. Также крайне важно полностью воплотить рекомендации, содержащиеся в выводах Венецианской комиссии №902/2017, – основываясь на предметном диалоге с представителями лиц, относящихся к национальным меньшинствам, включая законодательство, которое продлевает переходный период до 2023 года и регламентирует нераспространение (норм о языке образования) на частные школы", - говорится в итоговом тексте.

"Речь идет о том, что ЕС требует от Украины отстрочить до 2023 года "языковые" нормы закона об образовании, дав доступ национальным меньшинствам к обучению на родных для них языках. На этом весьма резко настаивает Венгрия, которая пообещала блокировать любые евроинтеграционные и "натовские" инициативы Украины, если Киев не откажется от тотальной украинизации школ", - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник. 

"Порошенко не получил сигналов о поддержке"

Примечательно, что даже не смотря на то, что в итоговую резолюцию по настоянию Украины и был внесен пункт: "Мы признали европейские стремления Украины и поприветствовали ее европейский выбор, как это записано в Соглашении об ассоциации", никаких дополнительных гарантий по движению Украины в ЕС на нем не прозвучало.

Это может помешать планам президента Петра Порошенко сделать ставку на "евроинтеграционную" тематику в своей избирательной кампании - европейцы четко дали понять Украине, что членство в ЕС нам не светит. 

Между тем, в президентской политсиле итоги саммита оценивают высоко, делая упор на геополитическую составляющую.

"Впервые прозвучали слова от европейских лидеров "российская агрессия", "всю ответственность несет российская агрессия". Хочу подчеркнуть, что саммит, в котором имела честь принять участие, оправдал и ответил ожиданиям от него со стороны украинской стороны. Мы услышали и получили совместное заявление по результатам саммита - требование немедленного, безоговорочного освобождения всех незаконно удерживаемых украинских политзаключенных и подчеркивания дальнейшей политики непризнания аннексии Россией украинских территорий, осуждение выборов в Крыму и строительства Керченского моста, подчеркивание того, что РФ продолжает осуществлять военное нападение на Украину с 2014 - и прочная декларативная поддержка, Украина нуждается в ней сейчас очень остро", - написала на своей странице в Facebook депутат от БПП Мария Ионова, которая присутствовала на мероприятии.

В оппозиции же говорят о безрезультатности саммита.

"Никаких конкретных решений не принято. От ЕС прозвучали дежурные заверения в поддержке. От украинской власти — хорошо знакомые, но так и оставшиеся на бумаге предложения по энергетическому, цифровому, таможенному и визовому "союзу с ЕС", - заявил один из лидеров "Оппозиционного блока", нардеп Сергей Левочкин. - С 2013 года экспорт товаров в ЕС вырос всего на $0,77 млрд, что составляет, к примеру, 5% от потерь в экспорте со странами СНГ. Миллиарды долларов кредитно-финансовой поддержки, зарезервированные на реализацию проектов в Украине, остаются невостребованными. Власть демонстрирует незаинтересованность в участии европейских инвесторов в украинских проектах. Одной из тем саммита было обсуждение урегулирования конфликта на Донбассе. Но, к сожалению, никаких реальных идей на сегодня нет. Предложенные европейскими медиаторами подходы - "план Морреля", и "план Штайнмаера" - были нынешней украинской властью проигнорированы". 

Эксперты также отмечают декларативный характер саммита.

"Ничего чрезвычайного на саммите Украина-ЕС не произошло. Из важных результатов - политически декларативное подтверждение факта о территориальной целостности Украины. Другое дело, что такие декларации нужно наполнять конкретным смыслом, что пока что не удается Европейскому Союзу. На саммите больше говорили о реформах, и на первом месте было замечание о том, что необходимо бороться с коррупцией, улучшать бизнес-климат в Украине. Эти все реформы являются политической частью ассоциации Украина - ЕС. Каких-то принципиальных прорывов во время встречи не было. Членство Украины в ЕС - не на повестке дня. Все разговоры были вокруг Соглашения об ассоциации которая сама по себе не предусматривает никакого членства для Украины. Более того, после 2016 года, когда на референдуме в Нидерландах проголосовали негативно в отношении Украины, было принято отдельное решение ЕС, что Соглашение об ассоциации не подразумевает перспектив членства", - говорит "Стране" политолог-международник Антон Кучухидзе.

"Я вижу из бонусов - продолжение финансовой поддержки и признание "европейских стремлений". Звучали оды власти, что идут реформы, но если разобраться, каждая из этих реформ - и пенсионная, и медицинская, и образовательная, - имеет негативные последствия для украинского населения. Ни вступления в ЕС, ни расширения Зоны свободной торговли нам не светит. Были пинки за антикоррупционную реформу, пинки в части "безлеса" - мол, вы так не имеете право так делать, - говорит "Стране" политолог Руслан Бортник. - Важно и то, что никаких оснований верить в то, что Запад поддержит Порошенко, он на этом саммите не получил".

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.