В стране "победившего социализма", тихой благополучной Швеции, продолжаются беспорядки и массовые поджоги автомобилей накануне предстоящих 9 сентября выборов в местный парламент - риксдаг.
Нынешняя избирательная кампания может кардинально изменить политику страны вплоть до выхода из Евросоюза.
В автоподжогах видят мигрантский след. Этим летом банды подростков в капюшонах и с повязками на лицах массово жгут машины в неблагополучных шведских районах, где живут мигранты и где небезопасно появляться даже днем.
За последние три года в страну хлынули сотни тысяч беженцев, что для 10-миллионной Швеции оказалось непосильной ношей. Страна лидирует по количеству принятых мигрантов на душу населения. "Понаехавших" надо селить и кормить за счет государства, что, естественно, многим шведам, которые платят высокие налоги, не нравится. А тут еще преступность выросла, хоть Швеция всегда считалась одной из самых безопасных стран мира.
На фоне этого беспредела в Швеции, как и в других европейских странах, растет влияние националистов - партии "Шведские демократы", которая выступает против приема беженцев и за референдум о выходе из Евросоюза, так называемый "швексит". Их главный лозунг - "Сохраним Швецию шведской".
По соцопросам, ультраправые набирают около трети голосов - почти втрое больше, чем на прошлых выборах в 2014 году. А это ставит под угрозу власть правящих социал-демократов, которые и построили "шведский социализм". У них по рейтингам - чуть больше 20%. Что на 10% меньше, чем на прошлых выборах в 2014 году, и это наихудший результат партии за последнее столетие.
"Страна" разбиралась, чем обернутся поджоги машин в Швеции перед выборами, какова вероятность "швексита" и что от этого Украине.
"Расстреливать беженцев из пулемета"
Автоподжоги, миграция и ухудшение криминогенной ситуации стали главными темами нынешней избирательной кампании.
По одной из версий, машины жгут подростки из семей мигрантов, как месть на операции полиции против наркоторговли и преступности. Другая версия - за "автомайданом" могут стоять ультраправые, которые перед выборами хотят подогреть антимигрантские настроения.
"Похоже, мы имеем дело с тщательно спланированной, почти военной, операцией", - заявил премьер-министр Швеции Стефан Левен.
Оппозиция из числа националистов тем временем винит во всплеске преступности власть, которая принимает мигрантов.
"Шведские демократы" действительно часто очень радикальны в своих высказываниях о беженцах. Три года назад член партии Гунилла Шмидт даже предложила на своей странице в Facebook расстреливать пытающихся проникнуть в страну беженцев из пулемёта, но впоследствии оправдала свой пост "временным помешательством" и удалила его.
Сейчас партия предлагает существенно ограничить поток мигрантов. Во внутренней политике ультраправые также радикальны - выступают за сокращение пособий по безработице и урезание социальных расходов, на чем зиждется "скандинавская модель социализма".
"В Швеции есть такое понятие - профессиональный безработный. После увольнения здесь получают 80% от зарплаты минимум в течение года (учитель в Швеции получает около 30 тысяч крон, это больше 3 тыс. долларов). Многие сидят на пособии годами: делают вид, что ищут работу, но предложенные места им не подходят. Их посылают на курсы языков, шитья, дизайна, на общественные работы типа сортировки мусора или помощи тем же беженцам. Безработные сильно "не парятся" и живут не хуже работающих. А те в свою очередь возмущены, что должны кормить дармоедов. Налоги в Швеции высокие, съедают до половины зарплаты. Получают тут много, но и расходы большие. Буханка хлеба стоит 30 крон - больше трех долларов. Да и на медицину многие нарекают: приема врача можно ждать неделями, и толком не лечат. Часть шведского общества все больше склоняется к тому, что систему нужно менять. А националисты как раз это и предлагают", - рассказала "Стране" живущая в Мальме бывшая украинка Ирина Петерсон.
Как предположил в интервью Euronews шведский политолог, профессор Гётеборгского университета Патрик Оберг, период социальной демократии, с которой ассоциируется Швеция и другие скандинавские страны, подходит к концу.
За референдум о выходе из ЕС - больше 40%
Другой важный вопрос - членство Швеции в ЕС. Если ультраправые после выборов выбьются в лидеры, они обещают добиваться референдума по типа "брексита".
Издание The Washington Post назвало Швецию первой на очереди, которая может выйти из Евросоюза вслед за Великобританией.
"Швеция всегда держалась обособленно от ЕС, сохранила свою валюту - крону. Часть шведов хочет вернуть пограничный режим, но это противоречит правилам ЕС и Шенгена. Некоторые считают, что после присоединения к блоку упали уровень жизни, а также качество медицины и образования. Многим не нравится, что беженцам за счет их налогов платят пособия и что мигранты из Восточной Европы отбирают у них рабочие места. Хотя сами шведы не хотят устраиваться на низкооплачиваемые работы. Ведь те же деньги они могут получить, сидя на соцпособии. За ЕС выступают высокообразованные шведы, которые придерживаются мнения, что Швеция сильна в составе объединенной Европы", - сказал "Стране" шведский журналист Кристофер Энгман.
Впрочем, соцопросы показывают, что общество склоняется скорее к тому, чтобы остаться в ЕС. При этом больше 40% шведов, как пишет Aftonbladet, хотят референдума по примеру Великобритании - это на 8% больше, чем в 2016 году.
"Земля содрогается под проектом под названием ЕС. Ему бросили вызов, прежде всего, правые националистические и популистские партии в ряде стран-членов ЕС. Партии, которые сейчас находятся на волне успеха", - написала колумнист шведской Aftonbladet Лена Меллин.
Эксперты не исключают, что противников ЕС в Швеции будет становиться все больше.
"Какое-то время назад я даже не мог предположить, что Трамп выиграет американские выборы, и я не предполагал, что "Шведские демократы" наберут такую популярность", - говорит политолог Оберг.
С укреплением ультраправых такой референдум может стать реальностью. Шведские националисты не скрывают скепсиса по отношению к ЕС.
"ЕС является наднациональным политическим союзом, в котором политики других стран, за которых мы не можем голосовать, имеют большее влияние на шведское законодательство, чем парламент Швеции", - сказал лидер партии Йимми Окессон.
Он призывает проводить более протекционистскую экономическую политику, то есть сокращать импорт иностранных товаров, например, за счет повышения тарифов и сертификации в пользу отечественных производителей.
Встряска в шведском королевстве может отразиться и на Украине.
"Швеция всегда отстаивала антироссийские санкции и поддерживала Украину. Но шведские националисты считают, что нужно смягчить строгий курс по отношению к России", - объяснил Энгман.
Если Швеция задумает выйти из ЕС, попасть туда украинских заробитчанам станет труднее. А многие наши сейчас едут туда по безвизу собирать ягоды. Гастарбайтеров привлекают высокие зарплаты по 1,5-2 тыс. евро, хоть сезон длится недолго, два-три месяца.
По законодательству это не считается работой, поэтому украинцы могут ехать с одним биопаспортом, без рабочей визы. И таких заробитчан становится все больше.
"Если страна выйдет из ЕС, то даже для граждан других стран ЕС будет сложно устроиться в Швеции", - считает Энгман.