События понедельника в Украине очень напоминали кадры из легендарного голливудского фильма 1997 года, особенно почитаемого политтехнологами, "Плутовство" или "Хвост виляет собакой".
По сюжету, накануне президентских выборов в США действующий президент обвиняется в сексуальных домогательствах. Чтобы отвлечь внимание общественности от адюльтера в Белом доме, советник президента Конрад Брин (его сыграл Роберт Де Ниро) решает прибегнуть к помощи профессионала – кинопродюсера Стэнли Мотсса (Дастин Хоффман). Сообща они выдумали, как переключить внимание нации – вовлечь США в войну с некоей албанской террористической группой, не существующей в реальности. Организаторы аферы снимали постановочные патриотические военные ролики, брали псевдоинтервью у солдат выдуманной войны, и в конечном итоге достигли своей цели – репутация президента была спасена, а он сам предстал в глазах общественности как миротворец, прекративший войну между США и Албанией, и в итоге выиграл выборы.
"А что, если мы попытаемся выбить для президента Нобелевскую премию? Президент действительно установил мир…" – беседовал в фильме герой Дастина Хоффмана с советником президента, которого играл Де Ниро. "Да, но войны-то не было?" – отвечал ему Де Ниро. "Но это еще большее достижение", – парировал кинопродюсер.
Но если в этой телевизионной библии политтехнологов президентская команда достигла оглушительного успеха, то римейк этого сюжета в реальной политической жизни Украины спустя 20 лет после выхода фильма оказался не особо удачным. Если сначала казалось, что у президента в руках возможность продлить свою власть еще минимум на полгода, то в итоге вышло, что Украина фактически подставила Совет безопасности ООН, а сам Порошенко утратил практически любые механизмы по отмене или переносу сроков выборов. Но, что еще важнее, получил сигнал от политических элит, что они его более не будут поддерживать.
Как парламент голосовал за введение военного положения и что это голосование значит для президента, анализирует "Страна".
Сорванный блицкриг
События понедельника развивались молниеносно еще начиная с полуночи. Следуя лозунгу вышеупомянутого фильма "Хороший план сегодня лучше идеального плана завтра" ровно в полночь на 26 ноября было созвано срочное заседание СНБО, на котором президенту Украины Петру Порошенко было предложено поддержать решение о введении военного положения. Предлогом являлась ситуация, произошедшая накануне с тремя украинскими судами вблизи Керченского пролива. Порошенко по итогу заседания СНБО издал указ о внедрении в Украине военного положения сроком на два месяца. А спикер парламента Андрей Парубий немедленно созвал депутатов для обсуждения этого вопроса. По процедуре именно Верховная Рада в течение двух суток должна поддержать президентский указ целиком или частично, введя военное положение на всей территории Украины или же в отдельных регионах.
"Сценарии пишутся на ходу", – так охарактеризовал ситуацию в разговоре со "Страной" один из влиятельных депутатов от БПП незадолго до старта заседания Рады. Дело в том, что еще ночью другой нардеп описывал "Стране" намерения Банковой затянуть с президентскими выборами до осени и провести их совместно с парламентскими, 27 октября 2019 года. Утром уже фигурировала другая дата – 31 мая. То есть, если бы военное положение было введено сроком на два месяца, то избирательная кампания никак бы не стартовала в декабре и, в лучшем случае, началась на два месяца позже – в феврале 2019-го. А 90 дней от ее старта – это как раз и был бы конец весны.
Перед стартом заседания Рады ни в одной из фракций не могли твердо оценить шансы по будущему голосованию. Собирать 226 голосов президент приехал в парламент лично. Но теплым его прием в Раде так и не стал. Две фракции – Радикальной партии и "Батькивщины" потребовали перерыв для консультаций с президентом. Ляшко сотоварищи и вовсе заблокировали трибуну, громко перекрикивая любые попытки спикера обратиться к депутатам. В итоге перерыв, который должен был продлиться до 10 минут, растянулся на три с лишним часа. А сам Петр Порошенко даже уехал из Рады. В это же время на расстоянии 7,5 тысячи километров от Верховной Рады – в Нью-Йорке – шло обсуждение украинского вопроса на специально созванном Совбезе ООН. Между тем, в кулуарах депутаты недоумевали по поводу президентского указа.
"За что нам голосовать? Никто в глаза не видел 12-й секретный пункт указа. Ни в коалиции, ни в оппозиции, ни в комитете. У кого ни спрошу – никто не знает, о чем там говорится. И мы должны это поддерживать?" – рассказал нардеп Олег Петренко.
В трех фракциях – "Самопомощи", "Батькивщине" и Радикальной партии и вовсе потребовали от президента изменить как минимум три важных момента в его решении. Во-первых, объявить военное положение не на 60 дней, а на 30. В таком случае не должен был нарушиться ход избирательной кампании к выборам президента, запланированным на весну. Во-вторых, ограничиться морской акваторией или хотя бы приграничными областями. В-третьих, изъять из указа спорный пункт о нарушении прав человека.
"В связи с введением в Украине военного положения временно, на период действия правового режима военного положения, могут ограничиваться конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины", – говорится в тексте указа.
Вот какие права перечислены в этих статьях.
Ст. 30 – неприкосновенность жилища, ст. 31 – тайна переписки, телефонных разговоров; ст. 32 – запрет на вмешательство в частную жизнь; ст. 33 – свобода передвижения и места проживания; ст. 34 – свобода слова и мысли; ст. 38 – право на выборы и референдумы; ст. ст. 39 – право на собрания, митинги, демонстрации; ст. 41 – право собственности; ст. 42 – право на предпринимательскую деятельность; ст. 43 – право на труд; ст. 44 – право на забастовки; ст. 53 – право на образование.
Со скандалом и под оскорбления
В итоге президенту пришлось пойти на компромисс с парламентом. Когда он появился в Раде ближе к голосованию, часть депутатов даже злословили, что он пришел подшофе. Президент пошел на компромисс с залом в части требования ввести военное положение не на всей территории Украины. Так, военное положение вводится в следующих областях: Винницкая, Луганская, Донецкая, Запорожская, Николаевская, Одесская, Сумская, Харьковская, Черниговская, Херсонская, а также во внутренних водах Азово-Керченской акватории. Это те регионы, которые граничат с Россией и Приднестровьем. И срок ВП истекает как раз через месяц, что не приведет к срыву избирательной кампании.
Во время обсуждения президентского указа в зале кипели нешуточные страсти. Отдельный скандал разразился во время выступления вице-спикера Ирины Геращенко. "Сегодня, когда три часа лидеры фракций скандировали и кричали в кабинете председателя ВР, вы думаете, они называли фамилии моряков? Нет, они говорили "выборы-выборы". В это время в Нью-Йорке шло заседание Совбеза ООН, и единственный человек, который там говорил "выборы-выборы", это представитель России в ООН. Так вот, Москве мы хотим передать: "Выборы в Украине будет делать украинский народ, а не Мааасква". (Название российской столицы Геращенко нарочно растянула. – Прим. ред.). Во время этого выступления депутат от "Батькивщины" Сергей Власенко громко крикнул: "Подстилка", видимо, намекая на то, что она целиком отстаивает интересы президента. Геращенко на это отреагировала очень эмоционально и, едва не сорвавшись на крики, потребовала от коллег-мужчин вывести Власенко из зала. Он язвительно ухмыльнулся.
"Вот этот подонок из первого ряда обозвал меня, потому что я им говорю правду, что сейчас они хотят потерять государство. Мы им этого не дадим! Я не подстилка. Вы подстилки. Подстилки Путина, – голосила Геращенко. – Вы знаете, "бабушка" говорить нельзя (она имела в виду Тимошенко. – Прим. ред.), а "подстилка" говорить можно на первого заместителя председателя Верховной Рады Украины".
Тут слово взял было спикер Андрей Парубий. Но Геращенко не успокаивалась. "Скажи ему", – доносилось из президиума. Парубий потребовал от Власенко извиниться. Тот пожал плечами. Когда в зале появился президент, он вместо выхода к трибуне тоже подошел к Геращенко и пожал ей руку.
Выйдя к трибуне, Порошенко убеждал депутатов проголосовать за его указ. Только вот нюанс. Указа, о котором он говорил, не видел ни один депутат – так как это был измененный документ с учетом выше описанных правок.
"Украина пошла совершенно другим путем. Четыре с половиной года украинский воин и украинская армия, украинский гражданин-налогоплательщик, украинская власть и украинский парламент, украинское правительство и украинский президент делает все возможное для того, чтобы защитить родную землю. И сейчас... Помолчите. И сейчас... (в секторе, где сидят депутаты от БПП, прокатились вялые аплодисменты. – Прим. ред.) Спасибо, – продолжал президент. – И сейчас, когда мы, как никогда, нуждаемся в объединении, и сейчас, когда нам надо будет..." Тут он замолчал и эмоционально взмахнул рукой: "Можно, чтобы мы не матерились в парламенте хотя бы?"
До журналистов на балкон действительно явно доносились ругательства из зала. Сначала из правых секторов, где находятся депутаты от оппозиции. Затем из центрального сектора, где сидит Радикальная партия.
"Я внес новый проект указа, в котором срок действия военного положения будет сокращен до 30 дней. Мы на сегодняшний день сделали, этот указ зарегистрирован в Верховной Раде, официально... официально внесен на замену, и сейчас при объявлении постановки на голосование председателем Верховной Рады вы будете голосовать именно за него. Вторая позиция. Проект закона, который утверждает этот указ: предполагается, по итогам обсуждения, введение военного положения только в областях, расположенных вдоль российской границы, вдоль приднестровского участка украино-молдавской границы и вдоль побережья Черного и Азовского морей. Там, где может быть нанесен удар".
Тут уже не сдержался лидер Радикальной партии Олег Ляшко, начавший громко скандировать: "Брехня! Брехун! Ганьба!".
"Друзья, есть попытка превратить заседание Верховной Рады в клоунаду. Мы это не дадим сделать, потому что слишком серьезный вопрос сейчас стоит на повестке дня и слишком ответственное решение вам надо будет принять во время голосования", – вещал президент.
Когда на табло отобразилось 276 голосов, Порошенко от трибуны вновь вернулся в президиум к Ирине Геращенко. "Артур, разберись", – громко крикнул Порошенко главе своей фракции в Раде Артуру Герасимову, ткнув пальцем в сторону Власенко. Спустя несколько минут Герасимов с трибуны призвал Власенко извиниться перед Геращенко, заявив, что в противном случае фракции БПП не станет голосовать за проект постановления о назначении выборов на 31 марта. Власенко нехотя подошел к трибуне.
"Уважаемые коллеги! Я согласен с тем, что форма была недопустима. Форма была недопустима, за что я приношу свои извинения первому вице-спикеру", – выдавил он из себя. И остался дальше стоять у трибуны молча. Парубий недоуменно смотрел на него.
"У меня есть еще 29 секунд, я хочу их постоять за трибуной. Я могу это сделать?" – язвительно добавил Власенко и обернулся к Парубию.
"Извинения принимаются?" – обратился Парубий к Геращенко? "Я мудрая женщина и принимаю публично эти извинения. И желаю вам, Сергей, чтобы у вас хорошо складывалось с женщинами", – кокетливо ответила вице-спикер.
Этими перипетиями вся важность экстренного заседания Рады фактически сводилась на нет. Ведь пока в Нью-Йорке на Совбезе ООН представители многих стран мира обсуждали ситуацию вокруг Керченского пролива, в украинском парламенте более важным выглядел не сам предмет встречи – введение военного положения, а пикировка между вторым человеком в "Батькивщине" и соратницей Порошенко.
Почему президент уступил
За рамками этих обсуждений остались и причины, по которым Порошенко пошел на компромисс. А таких причин было несколько.
Во-первых, по информации "Страны", об уступках шла речь в переговорах Порошенко с канцлером Германии Ангелой Меркель. Один из депутатов от БПП в разговоре со "Страной" сообщил, что Меркель лично требовала от Порошенко отказаться от планов по переносу выборов. Собственно, даже депутатский корпус сам вопрос выборов волновал больше, чем военное положение.
Во-вторых, политические элиты все больше дрейфуют от Порошенко. И этого не скрывают. В разговоре со "Страной" один из депутатов от УДАРа, входящего в БПП, еще днем сказал, что их группа не станет поддерживать президента в данном вопросе. Без группы УДАРа Порошенко вряд ли мог бы собрать 226 голосов. Во-вторых, три фракции – "Батькивщина", "Самопомощь" и Радикальная партия – также отказались поддерживать первоначальный план Порошенко, в котором ВП вводилось на 60 дней на всей территории страны.
В-третьих, руководители силовых ведомств в зале также не могли внятно обосновать, какие меры они планируют осуществить для того, чтобы противодействовать агрессору. А глава Генштаба Виктор Муженко и вовсе дважды проигнорировал вопрос нардепов, почему ВП не вводилось после Дебальцево или Иловайска.
"Политические элиты уже вложились в выборы, вложили большие деньги, никто это не простил бы Петру Порошенко. Он не смог на хорошем подъеме это дело дожать. И все стали понимать, что это его проигрыш. Он действительно рассчитывал, что ситуация возле Керчи сложится в его пользу, поэтому так ухватился за этот момент. Но дожимать надо было в 2014-2015 годах, а когда пустячный эпизод, а из этого хотят сделать большую войну – ну это выглядело странно. Вы обратили внимание на то, как он вел себя, появившись в парламенте во второй раз? Он понял, что сам проиграл, – говорит "Стране" политолог Вадим Карасев. – В итоге военное положение оказалось совсем не таким, как он планировал. Силовики не очень усердно будут работать, чтобы этот военный стан обеспечить. Все ж понимают, в чем тут обман и гешефт. Или был бы у президента рейтинг, или была бы серьезная ситуация с этими кораблями, все могло сложиться по-другому. Но тут, даже при накачке пропаганды, многие сказали, что, может, хватит уже?"
"Он почувствовал себя проигравшим, когда сделал два шага назад. Во-первых, сократив список областей, во-вторых, оказавшись перед необходимостью урезать сроки ВП. Все увидели его слабость. Таким образом подрывается тезис, что он президент всесильный. Он потерял значительную долю подковерного, кулуарного авторитета. Сейчас элиты начнут активно перестраиваться и делать ставки на других политиков. То, что ему пришлось пойти на компромисс и зафиксировать дату выборов, было неизбежным. Все понимают ,что выборы будут. Он хотел хакнуть систему, но она под ним разломалась", – говорит "Стране" политолог Руслан Бортник.
Впрочем, некоторые выборы все же оказались сорваны. Это выборы в ОТО в шести областях, которые должны были пройти 23 декабря 2018 года. Еще недавно проведение этих выборов было одним из аргументов для переизбрания Центризбиркома. Теперь в приграничных районах жители громад выбирать местные органы власти в указанные сроки явно не будут.
На грани Томоса
Во время перерыва в заседании в кулуарах парламента пошел еще один важный слух. Если в Украине будет введено ВП – не видать Киеву Томоса об автокефалии. Константинопольский патриархат на свой Синод соберется уже во вторник и среду, именно на нем может быть объявлено о Томосе. И введение военного положения в том формате, в котором его изначально предлагал Порошенко, могло стать причиной для его непредоставления.
Собственно, эти слухи позднее косвенно подтвердил и сам спикер Рады Андрей Парубий, внезапно посреди заседания обратившись с призывом к Константинопольскому патриарху Варфоломею. "Я хочу официально сообщить, что, какое бы мы решение ни приняли, это не помешает нашему решению о создании поместной Украинской православной церкви. И я призываю Вселенского Патриарха поддержать эту идею. И мы гарантируем безопасность и проведение... (Объединительного собора. – Прим. ред.)", – внезапно заявил Парубий.
Фактор Турчинова
Между тем еще один фактор остался незамеченным широкой публикой. Это фактор главы СНБО Александра Турчинова, который первым в воскресенье заявил о необходимости вводить военное положение. В рядах БПП уже пошли слухи, что это именно Турчинов спровоцировал всю эту нелицеприятную ситуацию для Порошенко. "У нас ходят слухи, что Турчинов таким образом подставил Порошенко. Сам Петр Алексеевич вообще не хотел ввязываться в эту историю, но почему-то пошел на поводу у Турчинова. А главный выгодоприобретатель в этом случае – это Тимошенко, которая добилась четкой фиксации даты выборов", – поделился со "Страной" один из депутатов от БПП.
"Действительно, версию о подставе Турчинова нельзя исключать. Мало того, что это именно он инициировал ВП. Так еще НФ поставил президенту подножку, начав жестко упираться и требуя сократить срок ВП на 30 дней", – говорит "Стране" политолог Руслан Бортник.
Не секрет, что именно уход Турчинова из команды Тимошенко в 2014 году был для нее особо болезненным. Политики много лет дружили. По информации "Страны", Турчинов не раз пытался примириться с Тимошенко за последние четыре года, но она его так и не простила. Теперь же в их взаимоотношениях может наметиться оттепель.
Примечательно, что сам Турчинов вообще не пришел на заседание фракции "Народного фронта" перед голосованием. А глава МВД Арсен Аваков (о нем также говорят, что он ведет переговоры с Тимошенко о поддержке ее на выборах. – Прим. ред.) на заседании и вовсе сказал депутатам, что против военного положения. Так в НФ и возникла идея предложить Порошенко компромисс, сократив ВП до 30 дней, ограничиться отдельными территориями и предложить депутатам сразу же проголосовать за дату выборов. Постановление о назначении выборов на 31 марта тут же лично подготовил выдвиженец от НФ, спикер Андрей Парубий.
"Почему собака виляет хвостом? Потому что она умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, то он вилял бы собакой", – гласит эпиграф к американскому фильму "Плутовство", в котором команда президента приводит его к повторной победе на выборах.
В реальной жизни в Украине все произошло наоборот. Накануне старта избирательной кампании команда Порошенко не смогла его уберечь от проигрыша очень важной партии.
О том, что означают принятые Радой решения по военному положению, смотрите также в блоге "Ясно.Понятно" Олеси Медведевой: