Подписание Киевом "формулы Штайнмайера" – комплекса мер по проведению выборов на Донбассе и предоставлению ему особого статуса – всполошило Западную Украину.
Мгновенно отреагировал Львовский облсовет – осуждающим заявлением, за которое проголосовали единогласно 66 присутствующих депутатов и в котором "формулу Штайнмайера" назвали "нескрываемой сдачей национальных интересов и началом капитуляции Украины".
Мол, на неконролируемых территориях Донбасса окончательно закрепится "присутствие представителей оккупационных администраций во власти на национальном уровне". Также Львовский облсовет против отвода сил ВСУ с Донбасса.
В знак протеста львовские депутаты готовы пикетировать Верховную Раду (провести "выездное заседание").
Кто такой Штайнмайер, который написал формулу мира для Донбасса, читайте здесь.
Среди рядовых галичан многие предсказуемо увидели в этом шаге Зеленского не основу для прочного мира, а "зраду зрадную", и часть местных готовится к сопротивлению, другие же взирают на все с апатией, устав от политической истерии.
"Страна" выясняла, какие настроения царят на Галичине после подписания "формулы Штайнмайера".
"Миротворец Зе" и "обещания Путина"
На первом туре президентских выборов Львовская область была единственной, где победил Порошенко, и теперь противники Зе еще больше настроены против него.
Зеленского называют предателем и "представителем Путина", дескать, мы же предупреждали, что он "сдаст" Украину.
"Вот чего больше всего боялись те, кто не голосовал за Зеленского и предостерегал от этого других. Боялись, что Украину сдадут с потрохами. Эти подозрения были небезосновательны", – пишет львовское издание "Высокий Замок".
Львовские эксперты выдвигают версии, что Зе мечтает о лаврах миротворца или Путин ему "что-то пообещал".
Львовяне беспокоятся, что "формула Штайнмайера" положит конец антироссийским санкциям, а особый статус Донбасса якобы остановит движение в направлении НАТО и ЕС, поскольку этот "анклав" будет полностью управляться из России.
И что Украина, по сути, возвращается в ноябрь 2013 года, когда Янукович отказался от подписания Ассоциации с ЕС. Для страны местные аналитики пророчат федерализацию и "развал".
Кто такой Штайнмайер, который написал формулу мира для Донбасса, читайте здесь.
Майдан. Третья попытка
Теперь на Западной Украине грозятся новым Майданом – локомотивом двух предыдущих также была Галичина.
"Или мы соглашаемся с капитуляцией и выбираем позор и теряем будущее, или сопротивляемся и защищаем свой выбор", – написала на своей странице в Facebook львовская журналистка Наталия Балюк.
Но местные эксперты признают, что у третьего Майдана шансов намного меньше, чем у прошлых.
Во-первых, в Зеленском не видят явного врага, как в Януковиче, во-вторых, есть боязнь, что еще одна революция расшатает ситуацию в Украине, а в-третьих, Запад, которому выгодно дружить с Россией, не поддержит Киев.
Львовский журналист-националист Остап Дроздов также не верит в Майдан против Зе, но пророчит еще более мрачную картину – гражданскую войну. Донбасс он называет "гангреной", а "формулу Штайнмайера" – концом унитарной Украине. По мнению Дроздова, Галичина также потребует особого статуса.
"Я прогнозирую два параллельных процесса: первое – мобилизация проукраинского сегмента на правах меньшинства, второе - отключение от государства и начало мышления о себе", – написал Дроздов на своей странице в Facebook.
"Галицкое королевство"
Некоторые строят теории, что "раздел" Украины якобы был запланирован у Зе еще до выборов.
"Все как в третьей части Слуги. Карту помните?" – говорит львовянин Тарас Бузак. Имеется в виду карта из сериала про Голобородько с 28 отдельными государствами в составе Украины (Галицкое Королевство, "легитимная Украина" вместо Киева и Киевской области, СССР (Союз Свободных Самодостаточных Республик) на месте Донецкой и Луганской областей со столицей в Горловке, Западная Джорджия вместо Волыни, где правит, судя по описанию, некто срисованный с Михо Саакашвили.
Во Львове вспоминают карту разделенной Украины из "Слуги народа". Фото: стоп-кадр из видео
Подписание "формулы Штайнмайера" подстегнуло настроения за автономию и среди части населения Западной Украины.
"Я бы тот Донбасс отдала москалям на восстановление и счастливое объединение с братьями. Они нам всегда будут вредить и ненавидеть нас. Или же было бы неплохо, чтобы и Галичина получила подобный статус, и Черниговщина, и Полесье. Сделать штаты, как в Америке, со своими законами и средствами", – мечтает Галина Гаврищук.
Василий Хомяк вспоминает, как Трамп на встрече в Нью-Йорке советовал Зе договориться с Россией.
"Договориться с агрессором ("где-то посередине") означает капитулировать. Главный "слуга (неизвестно какого) народа" показывает, что он может пойти на капитуляцию", – негодует Хомяк.
Сепаратистские нотки зазвучали еще во время президентских выборов, когда во Львове выпустили футболки со средним пальцем от Львовщины в сторону остальной Украины.
Во Львове тогда даже провели опрос, какой вы видите судьбу Галичины (результатов так и не обнародовали из-за скандала – СБУ за опрос возбудила дело о посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины).
В 2014 году социологи уже, кстати, проводили опрос о статусе Галичины. Тогда на вопрос "Какой вы видите судьбу Галичины?" 53,4% опрошенных (во Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях) выбрали вариант унитарной Украины в рамках Конституции. Еще 40,4% выступили за децентрализацию. Идею Галичины как федеративной части Украины не поддержал тогда ни один из опрошенных. Идею создания отдельного государства из трех областей – 0,2% респондентов. За присоединение Галичины к Польше тогда высказались 2,8% опрошенных. Не определились – 2,9%.
Правда, ситуация кардинально меняется, когда заходит речь о мировой с Россией со стороны юго-востока. Во время соцопроса еще при Кучме, накануне Оранжевой революции, в конце 2003 года, 43% львовян выразили готовность бороться за "независимую Галицкую державу" в случае союза Украины с Россией и Беларусью.
Часть львовских интеллектуалов, впрочем, не верит в отделение Галичины из-за "формулы Штайнмайера".
"По всем соцопросам, галичане – гиперсоборники, а Галичина всегда будет оставаться вместе с Киевом", – уверен львовский политолог Тарас Возняк.
А если бы запад страны таки попытался получить автономию, то, по мнению Возняка, ее ждала бы незавидная судьба Западноукраинской Народной Республики, которая просуществовала меньше года (с 1918-го по 1919-й) и была разделена между Польшей, Румынией и Чехословакией.
Социологи говорят: автономистские тенденции на Галичине появляются каждый раз, как только нарастает напряжение между востоком и западом страны. Противоречия между западом и пророссийским юго-востоком усиливаются в моменты острого политического кризиса. А также когда всплывают спорные темы вроде особого статуса Донбасса, мовного закона или признания героями Бандеры и вояк ОУН-УПА (что очень раздражает восток Украины).
Самым сильным раздражителем, способным окончательно рассорить запад и восток, может стать мощный дрейф украинской власти в сторону России.