На четвертый день войны между Россией и Украиной у нашей страны обозначился неожиданный внешнеполитический прорыв. Или, по крайней мере, его ощущение.
Президент Украины Владимир Зеленский подписал заявку Украины на вступление в Европейский Союз и первого марта эта заявка была официально принята к рассмотрению Европейским парламентом.
О приоткрывающихся дверях в Европу стало известно сразу после переговоров делегаций Украины и России в Беларуси.
А посему создалось впечатление, что именно принятие Украины в неком статусе в ЕС (но при этом не вступая в НАТО) является частью компромисса, который позволит закончить войну.
Детали анализирует "Страна".
Украина подала заявку в ЕС
28 февраля Владимир Зеленский официально подписал заявку Украины на членство в Европейском Союзе, а уже 1 марта попросил Европарламент рассмотреть это прошение официального Киева. Выступление перед депутатами ЕП Зеленский делал по видеосвязи. Его обращение зал Европарламента встретил с аплодисментами.
"Есть выражение - украинский выбор Европы. То к чему мы шли и идем, я бы хотел, чтобы сегодня от вас к нам звучало - "выбор Европой Украины". Уважаемые присутствующие, у нас очень мотивированный народ, мы боремся за наши права, свободу и жизнь, а сейчас - за выживание, и это наша главная мотивация, но мы боремся и за то, чтобы быть равноправными членами Европы. Я считаю, что мы всем показываем, что мы такие и есть. С нами ЕС будет точно крепче. Докажите, что вы вместе с нами, что вы нас не отпускаете, докажите, что вы действительно европейцы, тогда жизнь победит смерть, а свет - тьму. Слава Украине", - заявил Зеленский европарламентариям.
Обращение Украины к Европе с просьбой членства в Европейском союзе появилось после переговоров делегаций Украины и России в Беларуси. "Этим письмом Украина как европейское государство, которое уважает ценности, закрепленные в статье 2 Договора о Европейском Союзе, имеет честь подать заявку на членство в ЕС в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском Союзе", - сказано в заявке Украины.
Глава Евросовета Шарль Мишель уже заявил, что заявка подана должным образом и будет обязательно рассмотрена. А ряд стран ЕС уже обратились с просьбой рассмотреть заявку Украины в ускоренном порядке.
Зеленский и раньше неоднократно говорил, что Украина имеет право получить членство в Евросоюз, но до сих пор в Европе мягко отказывали Украине. Например, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отмечала, что вступление в Евросоюз требует глубоких трансформационных процессов, которые нельзя провести быстро, за несколько месяцев.
В условиях активных боевых действий, которые теперь ведутся в Украине, позиция Европы изменилась. По крайней мере, внешне.
Агенство Рейтер со ссылкой на свой источник 28 февраля сообщило, что лидеры Евросоюза могут обсудить возможность принятия Украины немедленно, чтобы использовать ее членство в ЕС как козырь в переговорах с Россией.
"Что касается заявки, я думаю, важно не забегать вперед. Очевидно, что согласие еще не получено, но украинский вопрос - это то, что сейчас волнует лидеров", - цитирует агентство неназванного чиновника.
А в понедельник, 1 марта, издание "Зеркало недели", ссылаясь на свои источники, сообщило о требованиях России на переговорах с Украиной в Беларуси.
1. Внеблоковый статус Украины, закрепленный на уровне парламента с проведением референдума.
2. Признание Украиной "ЛДНР" в административных рамках Донецкой и Луганской областей.
3. Денацификация;
4. Крым, возвращение которого требует Украина, вынести в будущем соглашении за скобки.
Эти крупицы информации уже вырисовываются в некое очертание возможного компромисса для прекращения войны. Украина соглашается на нейтралитет, получая для себя статус кандидата или даже члена Европейского союза.
Собеседник "Страны" в политических кругах, имеющий тесные контакты в Москве, описывает такой расклад. Украина получает кандидатство в ЕС, заявляет о внеблоковом статусе, в течение нескольких дней голосуют соответствующие изменения к Конституции в первом чтении, и дает гарантии России о полном принятии нейтрального статуса через западных партнеров.
В свою очередь Россия выводит войска отовсюду, кроме территорий "ЛДНР" и уже занятых с начала боевых действий на Донбассе городов (другой вариант - в границах Донецкой и Луганской областей), вода в Крымском канале подается, также Россия получает гарантии соблюдения прав русскоязычного населения (что будет подано как "денацификацию").
К слову, сейчас наступления российский войск и "ЛДНР" идет на Донбассе очень активно. Уже практически блокирован Мариуполь. А "ЛНР" вплотную подошла к Северодонецку.
Второй раунд переговоров между украинской и российской делегацией предварительно намечен на 2 марта. То есть уже завтра.
Отметим, что довольно примечательное заявление сегодня сделал пресс-секретарь президента России Песков.
Он сказал следующее:
1. После "спецоперации в Украине" Кремль не собирается организовывать там президентские выборы. "Это другая страна".
2. В Кремле считают Зеленского легитимным президентом Украины.
3. По поводу заявки Украины в ЕС Песков сказал так: это не военно-политический блок, поэтому тема не лежит в русле вопросов стратегической безопасности.
То есть главное: он дал понять, что, в отличие от НАТО, вступление Украины в ЕС для России это не "красная линия" и Москва против этого возражать не будет (естественно, при выполнении всех остальных условий).
Впрочем, еще один источник "Страны", близкий к переговорному процессу, говорит, что эта схема пока выглядит красиво лишь на бумаге.
"Зеленский не считает себя проигравшим, а потому не хочет идти на какие-то большие уступки. Он считает, что наступление России выдыхается. Кроме того, нет уверенности, что слова поддержки от ЕС, которые прозвучали 1 марта, выльются в быстрое вступление Украины в ЕС. Наверняка будет выставлено кучу условий, которую нам нужно будет выполнить. Ну и как минимум должна закончиться война. Поэтому говорить о том, что шансы на такой компромисс есть большие, я бы не стал. Но и нулевыми их назвать сложными. Скорее всего, обсуждение будет крутиться вокруг этого базового принципа "ЕС в обмен на отказ от НАТО и ряд других уступок требованиям России". А вот какие это будут уступки - сейчас и дискутируется. Но в конечном итоге все будет зависеть от развития ситуации на фронте. Если Россия действительно сможет добиться крупных успехов - то и уступки будут больше. А если нет - то меньше. Но проблема в том, что война - штука непредсказуемая. И затягивает все стороны. Уже очень много крови пролилось и сильно ожесточение. Трудно будет вообще на какие-то компромиссы соглашаться", - говорит источник.
"Страна" также опросила политологов, каким может быть условие компромисса для скорейшего прекращения войны. Приводим мнения дословно.
Андрей Золотарев, политолог, руководитель центра "Третий сектор":
Проблема заключается в том, что на вчерашние переговоры обе стороны приехали принимать капитуляцию друг друга. С одной стороны, и у России блицкрига не получилось, но и у Украины положение не радужное. Киев на грани гуманитарной катастрофы. Разорвана логистика. Про экономику я даже не говорю. Но пока, к сожалению, та ситуация, когда одни хотят слишком много, а другие готовы предложить слишком мало. Понятно, что такие тезисы, как демилитаризация и денацификация Украины означают, по сути, потерю суверенитета. Нет никаких физических решений, на основе которых можно договариваться. Это идеологические химеры.
Что касается возможного кандидатства Украины в ЕС, мне кажется, что в начале войны это вполне могло стать компромиссом, который бы удовлетворил Кремль, и также это бы устроило все части украинского общества. Но сейчас для Путина неприемлим вариант, когда увидят что "акела промахнулся", ему нужно выйти из ситуации, показав всем, что он победитель. Поэтому высокий риск того, что война продлится долго, со всеми вытекающими последствиями, с гуманитарной катастрофой, большими жертвами. И я боюсь, как бы железный занавес не прошелся по Украине.
Вадим Карасев, политолог, руководитель "Института глобальных стратегий":
Уже есть заявка на кандидатство в Европейский Союз по ускоренной процедуре. Но обратите внимание, это не заявка в НАТО. Это значит, предварительное условие для такого большого компромисса. Нейтралитет, но внеблоковый статус. Чтобы этот нейтралитет не выглядел как поглощение Украины Россией или сдача Украины Россией. Чтобы не казалось, что Украина оказалась в сфере влияния России. Мне кажется, что неслучайно эта формула возникла. Это как Швеция - в ЕС, но не в НАТО, как Австрия - в ЕС, но не в НАТО, как Финляндия - в ЕС, но не в НАТО. Вот вам пожалуйста - финляндизация Украины. Согласится ли Россия? Это же поле боя обширное, это же не только военно-оперативные действия, это и финансовые санкции, и культурное удушение и превращение РФ в изгоев. Пока идут переговоры между Россией и Украиной по текущим военным действиям. А глобальные переговоры будут, когда подключится Запад к переговорам. Но этот компромисс все равно будет решаться исходя из соотношения сил на поле боя, исходя из логики экономической, исходя из давления Запада. Пока так пунктирно мы показали компромисс. Меня сразу заинтересовало, почему мы подали заявку в ЕС, а не НАТО. Очевидно, нейтральный статус пока выглядит основной точкой договоренности.
Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента":
Вопрос прежде всего в том, готово ли вообще руководство России к какому-либо компромиссу. Изначально их установка была - только полная капитуляция украинской стороны, они надеялись, что это произойдет быстро, и в Киеве, но этого не произошло. Судя по выступлениям Путина, я не вижу с его стороны никакой реальной готовности к компромиссу. Он зациклен на негативных стереотипах по поводу Украины, он как будто бы играет в своем бункере в компьютерную игру и маниакально нацелен на Киев. И он хочет зайти в Киев и оттуда продиктовать как-то ультиматум. Вот это главная проблема сейчас. Пока я, к сожалению, не вижу с российской стороны какой-то серьезной готовности к компромиссу. То, что он говорит Макрону и другим государственным деятелям, - он всерьез им рассказывает свои стереотипы, не имеющие ничего общего с действительностью. Именно бредовое представление Путина об Украине - это главное препятствие для прекращения войны.
Но мы теоретически можем рассуждать о каких-то вариантах. Тот же нейтральный статус - я лично не вижу никакой проблемы, можно сформулировать это как внеблоковый статус, или Европа предложит нам в качестве компенсации некий особый статус в Европейском союзе или даже членство. Можно согласиться на возобновление подачи воды в Крым и так далее. Но он хочет гораздо большего. В этом главная проблема.
Владимир Малинкович, политолог, аналитик, Мюнхен:
Первое. Переговоры - это хорошо. То, что они длились 5 часов, - это хорошо. То, что Украина согласилась обсуждать нейтральный статус, - это хорошо. То, что нужно России и то, что реально, - это нейтральный статус Украины, отказ от вступления в НАТО. Но Россия должна получить какие-то гарантии этого нейтралитета. И Украина должна получить гарантии безопасности.
С точки зрения гарантий для России - это обязательство изменений в Конституцию Украины. Это реально, учитывая сильную заинтересованность Макрона, которому нужно выигрывать президентскую кампанию, и то, что американцы в принципе не против и могут выступить гарантами.
Чем может быть соблазнен в этой ситуации Киев. Тем, что Россия, после закрепления в Конституции внеблокового статуса, уходит отовсюду, кроме Донбасса, включая Мариуполь и тех населенных пунктов Донбасса, которые окружены и рано или поздно падут.
Демилитаризация тоже произойдет. А денацификация скорее всего нет.
Это реалистический план, на который может пойти Путин, но не сегодня, а спустя несколько дней, когда к нему придет понимание, что без больших человеческих жертв захватить большие города невозможно.
И если Путин это поймет, а Украина даст гарантии по нейтралитету, война может прекратиться.