Взрывчатка для Фемиды. Как в Никопольский суд незаметно пронесли две гранаты и что на самом деле подрывает судебную систему

Фото: "Громадське"

В четверг в Никопольском горрайсуде Днепропетровской области прогремел взрыв. Двое человек погибли, еще шестеро находятся в больнице. "Страна" рассказывает, как и почему подрывник совершил взрыв.

Злополучное 21-е заседание

Это произошло на заседании суда по делу об убийстве местного жителя чеченского происхождения Ривзана Тапаева, а также Ильи Боднара. "Страна" подробно рассказывала о деле, которое в момент взрыва рассматривал суд. В феврале 2016 года Тапаев-младший и Боднар были расстреляны в салоне автомобиля. Подозреваемых – Жмурко, Вороновского и Подоляка – задержали, но спустя почти два года суд все еще рассматривает это дело. 30 ноября должно было состояться 21-е судебное заседание по этому делу. Но в который раз его перенесли по несущественной причине. Отец убитого Ривзана Тапаева, Руслан, приходил на каждое из двадцати заседаний. На 21-м он взорвал две гранаты Ф-1. Сам подрывник погиб, один из подсудимых скончался в больнице, ранены еще шестеро человек, находившиеся в зале суда.

"Двое из них – подсудимые, двое – сотрудники полиции, и еще двое – гражданские лица", – рассказала "Стране" пресс-секретарь ГУ Нацполиции в Днепропетровской области Анна Старчевская.

 

Фото: Никопольский горрайсуд Днепропетровской области

Как в суд пронесли гранаты

Зачастую суды в регионах находятся в зданиях, изначально предусмотренных для других целей. Никопольский горрайонный суд расположен в помещении бывшего детского садика, рассказал "Стране" адвокат из Кривого Рога Олег Косяк. По его словам, металлической рамки в суде нет, как и сколько-нибудь эффективного контроля.

"Как таковой системы безопасности нет никакой. Ладно, если бы заходили адвокаты, прокуроры и их не досматривали, а так любой человек туда заходит с портфелем, без портфеля, с хозяйственной сумкой – никто никогда не досматривает. Там есть подразделение, которое раньше называлось "Грифон", которое осуществляет охрану работников суда и самого суда. Если возникают конфликтные ситуации, то дежурные реагируют. Если сил не хватает – вызывают подмогу. Но не металлоискателей, ничего. В лучшем случае, когда заходишь, спрашивают: "Вы куда, к кому?". Там стоит обычная вертушка, наверное, со времен Советского Союза. Лет пять назад это здание переделали из детского садика под суд. Здание находится во дворах среди жилых домов. Если бы мощность взрыва была больше, могли бы пострадать и близлежащие жилые дома", – рассказал Косяк "Стране".

Кто отвечает за безопасность

Посетителей суда не должны проверять в обязательном порядке, рассказали "Стране" в Нацполиции.

"По законодательству есть положение об охране помещений суда, которая осуществляется сотрудниками Национальной полиции и Госслужбой охраны. Вы там не найдете никаких указаний о том, что полицейский, который находится в суде, должен проводить поверхностный осмотр каждого, кто заходит. Полицейский руководствуется исключительно законом "Про национальную полицию", а согласно этому закону, он имеет право провести поверхностный осмотр в случае, если он подозревает, что лицо может иметь при себе какие-то подозрительные предметы. В связи с тем, что этот мужчина присутствовал на каждом заседании суда, не выглядел подозрительно, то оснований для совершения тщательного поверхностного осмотра у полицейского не было", – рассказала "Стране" пресс-секретарь ГУ Нацполиции в Днепропетровской области Анна Старчевская.

Тем не менее, утверждает Старчевская, полицейский все же проверял подрывника – заглянул в сумку. "Там ничего запретного не было", – добавила она.

Что касается оснащения для контроля посетителей – это забота суда, рассказали в МВД.

"Суд находится в здании детского садика. Он не оборудован ни рамкой, ни металлоискателями. Этими устройствами здание должен обеспечить сам суд. В суд приходит большое количество людей. Если этот человек  был в списке, то, конечно, мы его пропустили", – подытожила Старчевская.

Телефоны Никопольского суда, несмотря на рабочий день, в пятницу не отвечали.

 

Фото: Известия в Украине

Активисты, гранаты, баррикады

Случай в Никополе в который раз обнажил системную проблему безопасности в судах. Всего месяц назад Соломенский райсуд Киева разгромили сторонники лидера ОУН Николая Коханивского. Активисты фактически оккупировали административное здание, использовав мебель в качестве баррикад. После того как активисты провели ночь в суде, полиция применила силу, чтобы освободить помещение. Впрочем, и тут переборщили – полиция задерживала всех без разбора, в результате чего были избиты и задержаны несколько журналистов.

В день задержания НАБУ сына министра внутренних дел Арсена Авакова Александра бывший советник главы МВД Илья Кива прибыл в один из судов Киева с "группой поддержки" в одежде цвета хаки. Неизвестно, чем закончилась бы история, если бы сына министра привезли в это здание.

О давлении на суд во время заседаний по делу о трагедии 2 мая в Одессе заговорили даже в ООН. В докладе Верховного комиссара ООН по правам человека говорилось: "Несмотря на большое число жертв насилия только один правонарушитель Сергей Ходяк, активный участник движения за единство был обвинен в расстреле человека в центре Одессы. Однако из-за давления других активистов на суд он был отпущен после двух дней содержания под стражей".

В то же время, когда суд был близок к решению об освобождении из-под стражи сторонников Антимайдана, активисты праворадикальных организаций в балаклавах блокировали суд до тех пор, пока председательствующие не выносили решения, на которых настаивали радикалы. Судей, которые не соглашались на требования радикалов, облили зеленкой и удерживали в зале заседаний.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.