Запрет на Афон. Как к решению РПЦ относятся украинские православные Московского патриархата

Дмитрий Скворцов

Афон оказался в эпицентре раскола мирового православия, фото: РР

Верующие Русской православной церкви (РПЦ) не смогут молиться и причащаться в храмах Афона (самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей, расположенное на одноименном полуострове в Греции) из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами. Об этом 16 октября заявил пресс-секретарь Патриарха Московского Кирилла священник Александр Волков.

"Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями", - пояснил отец Александр.

По его словам, это для "верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя… они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах".

Однако из заявления состоявшегося 15 октября заседания синода РПЦ совсем не вытекают все перечисленные Волковым "последствия".

Речь в документе идет только о запрете для священников РПЦ на совместные службы со священниками Константинопольского патриархата, а для мирян принятие таинств (причастия, соборования, покаяния и др.) в храмах Константинопольского патриархата. Читаем: "… для всех священнослужителей Русской Православной Церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян - участие в таинствах, совершаемых в ее храмах". То есть, молитва в афонских храмах - если она не связана со службой (для священников) и принятием таинств (для мирян) верным РПЦ не запрещена.

Руководитель пресс-службы УПЦ (Московского патриархата) Василий Анисимов, комментируя "Стране" "запрет на Афон", отчасти сравнил ее с ситуацией вокруг киевского Владимирского собора, который еще в 1992 году был взят под контроль сторонниками Филарета. Верующим УПЦ разрешается посещать данный храм только для молитв у пребывающих там святых мощей.

А руководитель пресс-службы патриарха Московского в 2005-2012 годах протоиерей Владимир Виглянский напомнил, что православные спокойно паломничают в католические страны к святыням "неразделенной Церкви" (то есть, появившимися до "Великого раскола" 1054 года).

Наконец, и наместник киевского Ионинского монастыря архиепископ Иона (Черепанов), находясь в день заседания упомянутого синода РПЦ, в афонском монастыре Дохиар, пояснил "Стране", что "решение было только о запрете участия в таинствах".

То же он написал своим подписчикам в Facebook.

 

Фото: Facebook

Однако не исчезает ли Смысл дальней поездки на Афон для православных, если она не предусматривает участие в таинствах - причастии и исповеди у афонского духовника?

Мы поговорили с прихожанами УПЦ, чтобы узнать как они отнеслись к последним событиям.

"На Афоне и на простейшем вопросе можно заработать епитимию"

- Исповедоваться у монаха на Афоне, это не совсем то, что в Украине, - говорит народный депутат Украины IV - VI созывов Василий Горбаль. - Там более жесткие требования, и можно на "простейшем вопросе" заработать себе епитимию (духовное наказание, накладываемое на кающегося, - Прим.Ред.). Наши часто попадаются на невенчанном браке. Я видел и чиновников и представителей деловых кругов наших, которые на этом вопросе получали "негативный опыт" посещения Афона. Но потом устраивали свою жизнь в соответствии с теми советами.

- Какая, к примеру, епитимия за это полагалась?

- Отлучение от причастия на полгода.

Несмотря на эти строгости, количество украинских паломников увеличивается. В последние годы там всегда встречаешь украинские группы. Причем, они не обязательно выбирают традиционно "наш" Пантелеимонов монастырь (братия которого представлены выходцами из СНГ, - Прим.Ред.). Я уже не говорю, что среди монашествующих тоже есть всем известные украинцы, как, к примеру, отец Иосиф, который живет в ските монастыря Дохиар. Ему всегда передают приветы с родины.

Конечно, Афон, это не только таинства. Это и паломнические поездки к святыням. Говорят, если ты не был у трех икон - "Скоропослушница", "Достойно есть" и "Иверская", - ты не был на Афоне. К тому же, многие наши священнослужители и миряне нашли себе духовников на Афоне.

Я сам планировал поездку с 30 октября в Дохиар. Очень надеюсь, что мы ее не отменим. В любом случае, на Афон не ездят без благословения священноначалия.

Я как-то год-полтора не ездил на Афон, переживал. Мне тогда владыка Павел, наместник нашей Киево-Печерской лавры сказал: "А ты все в Украине посмотрел?". И, действительно, есть у нас такие "афониты", что на Святую гору как на работу ездят, а здесь даже в храм не ходят. Есть и такие, что раз в год съездил, и считает, что на год "зарядился духовностью" и тут в церковь ходить не надо.

- Это похоже на создание из Афона культа.

- Совершенно верно. Я противник этого. Поэтому стараемся в Дохиаре останавливаться. Потому что те, о которых вы говорите, любят как раз торжественные службы в величественном Пантелеимоновом (против которых я ничего не имею, конечно).

- А вы сталкивались, скажем так, с ВИП-персонами, для которых главное заскочить на денек на Афон - сделать сэлфи, чтобы повесить фото на стену своего кабинета за столом? Мол, я тоже из особо духовных.

- Знаете, как среди посещающих любой храм в Украине есть разные люди, так и среди паломников. Это я раньше считал, что если я человека встретил в церкви, он однозначно порядочен и честен. У всех разная дрога к храму. И на Афоне люди тоже разные встречаются.

Святая Гора как "политическая вершина"

Тему "религиозного туризма" поднял еще в 2016 году президент православного медиа-холдинга "Радонеж" Евгений Никифоров: "В последние годы мы наблюдаем нескончаемый поток жаждущих "духовных впечатлений". Святая Гора превращается в объект некого "православного альпинизма". Переполненные паромы идут и идут на Афон. Монастыри превращаются в гостиницы, не справляясь уже со стиркой даже (посему привлекая штат со стороны). Без конца плодятся "ВИП-келии". И закономерно теряется Главное, ради чего создавался Удел Богородицы".

В Украине же процветает "политический туризм" на Афон. Кандидаты в президенты или в мэры непременно едут на Святую гору, дабы заручиться поддержкой самой многочисленной конфессии - УПЦ (МП). Там, чтобы быть допущенными к причастию, они обещают, что никогда более не появятся на службе у Киевского патриархата. Но как только усаживаются во властные кресла, забывают об обетах.

Виталий Кличко и сторонник автокефалии митрополит Александр Драбинко на Афоне (фото из Facebook Драбинко)

Или, к примеру, экс-депутат Игорь Лысов профинансировал в 2017 году поездку на Святую гору и исполнение на ее вершине гимна Украины митрополитом Александром Драбинко.

Тогда последнему (в свое время приписывавшему себе авторство концепции Русского мира) потребовалось изображать уже украинский патриотизм.

Что, кстати, так и не удалось. Оказалось, что Драбинко даже не знает, на каких строках заканчивается гимн, изрекая "Аминь", совсем не в финале песнопения.

Видео: facebook.com/Lysov.Igor

"На Афоне выпендриваться не перед кем"

Телепродюсер Юрий Молчанов, однако, считает, что Афон способен изменить любого человека.

- Паломничество на Афон, это паломничество из паломничеств. В том смысле, как мы употребляем словосочетания "Праздник праздников", "Книга книг", "Торжество из торжеств". В этом отношении на земле нет более удивительного места. Ты попадаешь в мир совершенной аскезы. Для меня Афон, это эталон аскезы. Я видел паломников - сильных мира сего - выстраивающихся в очередь к умывальникам в обыкновенных шлепанцах, в "трениках", небритых… Выпендриваться-то не перед кем. "Котлы" (часы, - Прим.Ред.), галстуки, костюмы от Бриони - все это остается где-то там - в другом мире. Люди начинают обретать свой исконный смысл.

Буквально через два часа начинает ощущаться полное отсутствие женщин. И, самое главное, это молитва. Постоянные длинные службы.

Хотя, конечно, я понимаю, что любой сельский храм обладает тем же "набором инструментов" для спасения моей души. И если бы я был не лентяем, я бы мог надлежащим образом спасаться и там.

- Значит, Афон просто своими порядками обязывает к "надлежащему образу"?

- Да. Я там был на богослужении длиной в восемь часов. С непривычки в какой-то момент тебя уже начинает "вырубать". Но потом наступает второе дыхание, третье... Вышел к колодцу (недалеко от Дохиара) освежился, вернулся в храм, и вот когда плоть абсолютно уже изнемогает, дух начинает просыпаться. Что-то в тебе необыкновенное начинает твориться.

Но кто-то туда ездит "зарисоваться", такие уходят со службы в келью поспать (никто ведь ни за кем не следит, и ни к чему не обязывает).

- А что для них Афон?

- Не хочу никого обсуждать. Но я режиссер, невольно замечаю. Ну, вижу "понт". Вот человек достает "лопатник", скупает сувенирной продукции на пару тысяч евро, выгребает полкиоска… Но я не знаю, что у него в душе. Понты, это внешне. А в душе может быть и доброе и злое.

Да, Афон, это некая православная Мекка (да простит меня Господь за такое сравнение), но для меня смирение и послушание Церкви важнее. И если Церковь говорит "старик, подожди, сейчас не лучшие времена, и вот мы пока не общаемся", я не восприму это очень уж болезненно.

Лишение нас Афона, это как лишение десерта в пище духовной. Умрем мы без тортов? Вряд ли.

- Ну, у нас еще в средние века не знали, что такое торт. И выживали как-то.

- Точно так же выживали без Афона Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И стали самыми великими нашими святыми.

У меня есть Голосеевский монастырь, я живу рядом с Покровским монастырем, так что трагедии вообще вижу. Ну не можем пока на Афоне спасаться, значит это толчок к паломничеству в Почаев, в Святогорскую лавру… Давайте, в конце концов, исследуем, что рядом с нами. Рядом - под Радомышлем - есть женский монастырь с такими же строгими восьмичасовыми службами…

А, вообще, если человек убежден, что без Афона он не спасет свою душу, это повод задуматься, а все ли у него в порядке с душевным здоровьем.

"Для меня ослушаться Церкви было бы равносильно предательству"

Поэт и писатель Ян Таксюр рассказал "Стране", что "паломничество на Святую Гору Афон, как и другие виды паломничества к святыням, для православного человека - это особый вид общения с Богом. Это одновременно и молитва, и жертва. Человек оставляет на какое-то время дела, заботы, суету и как бы говорит Богу: "Это время только Тебе и только с Тобой". Святость Горы Афон (а одно из значений святости - отдельность, отделенность от мира земного) как раз и заключается в том, что здесь молятся, поют и служат Богу всегда. Это своего рода республика непрестанно молящихся. И, наверное, потому Небо, к которому стремится каждый православный христианин, на Афоне делается ближе. А те, к кому обращены эти молитвы - Господь, Богородица, святые - здесь принимают наши молитвы с особенной милостью.

- И как же теперь?

- Что касается невозможности участвовать в таинствах на Афоне, это, надеюсь, временное положение вызывает грусть. Однако гораздо большую грусть и тревогу вызывает причина, по которой возникла подобная проблема. Имею в виду незаконные, не церковные, а чисто рейдерские действия патриарха Варфоломея. Поэтому сегодня для меня ослушаться Церкви было бы равносильно предательству. Как в семье считалось бы предательством поддерживать брата, который оскорбляет общую мать. К тому же для нас, православных христиан, Бог не имеет пространственных и временных границ. Это я к тому, что общение с тем же Богом возможно и в храмах Украины. Что мы и будем делать, прося у Него исправления нынешней горькой, но вовсе не катастрофичной ситуации.

"Да, мы режем себя сами. Но священноначалию виднее"

Настоятель храма святого Михаила, благочинный больничных храмов Киева протоиерей Роман Барановский, духовник первого в Украине и последнего на сегодня подворья афонского Пантелеимонового монастыря считает, что случившееся "очень большая трагедия".

- На Афоне мы можем встретить эталон. Эталон чистоты, эталон отношения к людям. Там мы видим образцы людей, которые пронизаны благодатью Святого Духа. И священнику необходимо приезжать туда, где эталон. В Пантелеимоновом монастыре - где половина русских, половина украинцев - монахи даже по виду отличаются от наших батюшек: по манере разговаривать, по пластике. Когда человек долго ходит в подряснике, у него совершенно другая пластика. Форма сохраняет дух. У нас редко ходят в подряснике. Потому форма дух не хранит.

Там есть такой старец отец Исидор. На лавке всегда сидит в Пантелеимоновом монастыре. Когда к нему подходишь, он говорит: "Ну что, приехали зарядить свои духовные батарейки?". Афон является духовной зарядкой для каждого священника. И если мы потеряем этот образец, если я сейчас не поеду на туда Рождество, то какой я свет буду нести людям? Значит, это трагедия и для паствы. Потому что пастырь должен "обновляться".

У каждого священника есть там свой старец. У меня там отец Макарий (духовник Пантелеимонова монастыря, - Прим.Ред.). Он эти события предсказывал. Говорил, что будет очень трудно, но дойдет до некого апогея, а потом все станет на свои места. Говорит: "Потерпите". Будем терпеть. И надеяться, что все это ненадолго.

Да, у нас есть Иерусалим с Гробом Господним, есть Валаам, есть Почаев, но там очень много суеты. А на Афоне очень важно, что нет присутствия женщин. Афон пронизан мужским достоинством.

- Но ездить же туда можно. Молиться.

- Ну как же в такое место ехать и не причащаться? Тоже искушение… С другой стороны, какой еще может быть выход у Церкви, если не прерывать общение? Нужен был уже радикальный метод. Да, мы режем себя сами. Но священноначалию виднее, потому что у них соборный взгляд. Надо понимать, что из худших вариантов выбирается лучший.

Это испытание нашей церкви. Потому что, как говорил покойный схиархимандрит Иеремия (настоятель Пантелеимонового монастыря, умер в 2016 году в возрасте 101 год, - Прим. Ред.), сейчас такое время, что волки отходят от овец. Очень много волков было в последнее время в нашем стаде, которые маскировались под овец. А сейчас они себя проявляют, и стадо будет очищаться.

- Почему в прошлом году подворье Пантелеимонового монастыря закрылось в Киеве?

- По мудрости блаженнейшего (митрополита Киевского Онуфрия, - Прим.Ред.). Он за полтора года предвидел ситуацию. Мы ведь в нашем храме на службах поминали Константинопольского патриарха. Перестали поминать, когда деятельность афонского подворья при храме была приостановлена. А если бы не была приостановлена, и если бы продолжали поминать, сегодня наш храм стал бы воротами для Константинопольского патриарха сюда.

Когда мы только открыли подворье и еще не сообразили, что нужно поминать Константинопольского патриарха, он сразу послал ноту протеста нашей церкви: как это так, на вверенном мне храме не поминают меня! Моментально среагировал. Значит, уже тогда сообразил, что заполучил вотчину в Киеве. И что он имеет право сюда приехать.

А я еще недоумевал, почему же такое решение принимают? Может, я нагрешил где-то? А теперь понимаю, что причина - в дальновидности Блаженнейшего.

- Теперь Варфоломей другие способы нашел, чтобы закрепиться здесь. Но одновременно он и открывает ворота на Афон для Филарета…

- Я уверен, что сейчас "капэшники" пойдут на Афон. Если их не будут пускать в монастыри, они будут жаловаться Константинопольскому патриарху, мол, "мы же теперь признаны". В тех монастырях, которые лояльны к патриарху Варфоломею, они будут служить. А там, где их не пустят (конечно, и в "наш" Пантелеимонов) - это значит, спровоцировать конфликт.

- Может ли все это вызвать протест Афона против действий Варфоломея?

- Думаю, нет. Большинство монастырей - греческие. А греки очень гордые. И они вообще "не понимают", что мы на их Афоне делаем.

Хотя они видят, что наши паломники больше всех денег им приносят, заказывая службы и покупая их рукоделия. Очень много спонсоров из России и Украины. И они содержат в т.ч. и греческие монастыри. Строят для них новые помещения.

Но греки есть греки. Национализм - их болезнь. Потому у них надменность к славянам. Наш брат не уважаем в греческих монастырях. Они не восстанут против патриарха из-за нас. Они нашу печаль не разделят. Их не будет волновать, что Варфоломей раскалывает нашу церковь. Даже наш монастырь не восстанет, потому что он очень зависим от греков, от Греции.

Варфоломей продумал все. Продумал, как отреагирует Афон. Понял, что не восстанут.

Голливудские страсти Афона

С рассуждениями о. Романа, правда, не согласуется сообщение архиепископа Ионы, который полагает, что Филарета на Афон не пустят:

Фото: Facebook

Но пессимизм в отношении афонских настроений в целом разделяет член украинской делегации на Международных рождественских чтениях "Русь и Афон: к 1000-летию русского монашества на Святой Горе" настоятель киевского храма в честь Феодора Освященного протоиерей Петр Семащук.

- Я очень переживаю за наших собратьев из России Украины, СНГ: на каком они теперь положении там будут? Им и в "мирное время" не очень-то сладко там жилось. Всегда было противостояние славянско-греческое. Даже на бытовом уровне. А сейчас греки получили "все основания" лишить всех прав наших монахов.

- Откуда такое отношение?

- Извечная греческая ревность, стремление к конкуренции за первенство в православном мире. Считают, что если они нам дали христианство, значит, они главные. Национализм в любых проявлениях, это плохо. И греческий национализм, и русский, и украинский. Мы должны стремиться быть Христовыми, а не Кирилловыми или Варфоломеевыми.

Общение продолжится?

И все же сигналы надежды на полное возобновление церковного общения Афона с РПЦ со Святой Горы поступают. Евгений Никифоров пишет в Facebook: "В ответ на выраженную "Радонежем" обеспокоенность по поводу евхаристического общения наших паломников на Святой Горе с афонитами, мы получили следующий комментарий от источника, близкого к Киноту (исполнительному органу власти монашеской республики Афон).

"Это решение Московской Патриархии никак не может относиться к Афону и живущим там представителям Русской Церкви: Афон в административном отношении не подчиняется Константинопольскому Патриарху, который не является правящим архиереем афонской автономии, а лишь ее духовным отцом".

"По уставному статуту Афона, который входит в Конституцию Греческой республики и Евросоюза, Афон - это самоуправляемая часть (автономия) Греции, управление которой осуществляется двадцатью афонскими монастырями, а именно собором игуменов, а в перерыве между соборами официальными представителями главенствующих монастырей, поясняет источник. - По этой причине православные храмы и монастыри Афона - афонские, а не Константинопольской патриархии и священнослужители афонские, а не клирики Константинопольской патриархии".

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.