Ложкин-1 и Ложкин-2
Кадровые изменения на должности, входящей в топ-5 самых влиятельных в стране, всегда находятся в центре внимания. Не стала исключением и произошедшая вчера замена на посту главы Администрации президента Ложкина теперь уже бывшим харьковским губернатором Райниным.
О скорой отставке Ложкина активно заговорили на прошлой неделе, однако тогда главным кандидатом на его пост назывался первый заместитель главы АП Ковальчук. Фамилия Райнина всплыла только в воскресенье, но именно этот вариант оказался правильным.
Что же произошло? Почему ушел Ложкин и почему его сменщиком оказался Райнин, а не Ковальчук? Поиски ответов породили множество версий, однако главная, пожалуй, в этот раз находилась на поверхности.
Ложкин в 2014 году не горел желанием занимать должность в АП, хотя для президента считался кандидатурой №1. Тогда его уговаривали не одну неделю. А потому банальная версия "устал", скорее всего, соответствует действительности. Человек, который может не хотеть становиться главой АП, может позволить себе уйти по собственному желанию без кавычек. Косвенным подтверждением этой версии является то, что Ложкину показательно дали должность в той же АП – секретаря Нацсовета инвестиций. Собственно, в этой должности Ложкин может продолжать выполнять свою главную функцию при президенте – контактера с олигархами.
Исходя из "мирной" версии ухода Ложкина логичным выглядит и назначение на его место Райнина. Ковальчук, в случае его назначения, означал неизбежную перестройку взаимоотношений в окружении президента с риском нарушения баланса. Райнин же – один из главных выдвиженцев самого Ложкина, можно сказать, "Ложкин-2". Не исключено, что именно уходящий глава АП и предложил президенту эту кандидатуру.
На данный момент версия "Ложкин-2" уже подтверждена тем, что Райнин решил оставить на местах всех заместителей главы АП, работавших при предшественнике. Так что ожидать каких-либо изменений, кроме смены фамилии на двери одного кабинета на Банковой, не стоит.
Убийство в Лощиновке и антицыганский погром
К сожалению, вторую неделю подряд в числе топовых оказывается чисто уголовная новость. Вслед за убийством полицейскими задержанного в Николаевской области в эпицентре оказалась соседняя область – Одесская. Здесь, в селе Лощиновка, произошло убийство девятилетней девочки, в котором подозревают 20-летнего цыгана. Причем, как и в случае с николаевским Кривым Озером (и как три года назад с Врадиевкой), убийство спровоцировало массовые беспорядки. Только здесь объектом мести местного населения стали не полицейские участки, а дома местных цыган. Фактически в Лощиновке произошел погром на национальной почве, чего в Украине не случалось уже давно.
В отличие от Кривого Озера, "лощиновский" случай не задевает напрямую власть. Однако массовая готовность населения к неконтролируемой агрессии показывает, насколько напряженной является ситуация в обществе. В свое время Врадиевку назвали предшественницей Майдана именно по тем же причинам – градус напряжения в обществе к середине 2013 года поднялся до угрожающей отметки. А ведь сейчас социальная ситуация в стране намного хуже. И если власть в ближайшие месяцы не предпримет кардинальных мер для ее исправления (или хотя бы "выброса пара" в виде выборов), ситуация может взорваться – даже без раскрутки восстания через "Фейсбук" и скрытой помощи олигархов.
Зерновая проблема
Вчера Financial Times сообщила о том, что цены на пшеницу на чикагской бирже обвалились до уровня 10-летнего минимума из-за хорошего урожая зерновых в Канаде, США и России.
Чтобы понимать, что это значит, нужно вернуться на три года назад, когда стали резко проседать цены на металл – основной на тот момент вид экспорта Украины. После падения доходов от экспорта металлургии именно экспорт пшеницы стал тем продуктом, который позволял поддерживать внешнеторговый баланс на приемлемом уровне. Так было в 2013-14 годах, когда цены на пшеницу находились на пике, и, в значительной степени, в 2015 году.
Обвал мировых цен на пшеницу угрожает новым кризисом, результатом которого, в свою очередь, может стать новый обвал гривны и окончательное обнищание населения. В такой ситуации единственный выход – искать способы увеличения экспортной выручки, а он сейчас один – мир на Донбассе и восстановление отношений с Россией.
Польша ставит заслон от украинцев
Еще одна плохая вчерашняя новость для украинского внешнего баланса – решение Польши усложнить процедуру приема украинцев на работу с января 2017 года. Если сейчас для трудоустройства украинца достаточно того, что работодатель сообщает об этом чиновникам, то с 2017 года разрешение на работу нужно будет получать у самих чиновников. А последние, как известно, могут найти тысячу способов, чтобы отказать.
Почему поляки пошли на такой шаг, сказать сложно. Скорее всего, тут не политические факторы, а внутренние экономические – рост экономики Польши в 2016 году остановился (впервые за все время пребывания в ЕС), а это вынуждает ограничивать трудоустройство мигрантов – работа будет нужна самим полякам.
Так или иначе, для нас важнее то, что означает решение Варшавы для украинцев. Как известно, Польша – одно из главных мест трудоустройства наших граждан. Там их меньше, чем в России, и сумма их переводов в Украину меньше, но тоже весьма значительна. Особенно для нынешнего внешнеторгового баланса, совершающего очередное пике.