Выборы на неподконтрольной территории. Как это сделала Молдова

Жители непризнанного Приднестровья голосуют на равных правах с другими гражданами страны

Валерия Ивашкина

УНИАН

Семь утра. Во всех уголках Молдовы открываются избирательные участки. В стране – больше трех миллионов избирателей. Из них 220 тысяч проживают на неподконтрольной территории. После короткой войны 1992 года здесь образовалась непризнанная Приднестровская молдавская республика. Конфликт давно заморожен (уже 25 лет тут никто не стрелял), и, кажется, жизнь здесь тоже законсервирована. Приднестровский быт во многом напоминает советскую эпоху. Дорожная разметка сияет белизной, и коммуналка низкая – за счет дармовой электроэнергии. Но шиковать здесь не за что и негде. Зато есть своя валюта, приднестровские рубли – смешные пластиковые монеты.

Из ближайшего украинского областного центра – Одессы – через ПМР едут маршрутки в молдавскую столицу.

Анатолий Андреевич живет в приднестровском городе Каменка – это в десяти километрах от Украины. Я встречаю старика в кишиневском лицее «Спиру Харет», где расположен избирательный участок. В день выборов здесь побывает под сотню избирателей с пропиской на левом берегу Днестра.

Выборы в Молдове. Фото: "Страна"

"В прошлый раз, когда Верховный совет выбирали, тоже голосовал. Далеко живу, 170 километров, но через Днестр перешел – и исполнил долг. Надеемся, что улучшатся отношения между Приднестровьем, Молдовой и Россией. Этот треугольник надо укреплять. Народ надеется, ждет, когда это закончится. Там нормальные люди, все давно хотят нормально жить. Додон говорил, если станет президентом, найдет статус для Приднестровья, чтобы это было приемлемо для всех", – говорит Анатолий Андреевич.

В Молдове тем, кто проголосовал на выборах, в паспорт ставят штамп. Спрашиваю Анатолия Андреевича, отмечают ли паспорта приднестровцев.

"По-моему, нет, не ставят ничего, – говорит старик, проверяя паспорт. - Что-то есть. Сволочи! А я не видел. Видел бы – отказался бы голосовать. А зачем мне пачкать документ? У них же электроника, все забили в компьютер, никто второй раз не проголосует. А документ испачкали".

На таких участках приднестровцев заносят в дополнительные списки, рассказывает "Стране" член избиркома, этнический украинец Роман.

"Это – удостоверение личности. Здесь есть номер из 13 цифр, который оператор вводит в компьютер, после чего сразу видно, что этот человек на этом участке проголосовал. В другом месте он не сможет голосовать", - поясняет Роман.

Печать об участии в выборах в молдавском паспорте. Фото: "Страна"

По всей Молдове на выборах президента есть тридцать избирательных участков, где могут голосовать граждане, проживающие в Приднестровье. На неподконтрольной территории их нет.

"На 30-ти избирательных участках на нашей территории, которые проверяются конституционными властями Молдовы, мы создали условия для голосования граждан республики Молдова, которые проживают в Приднестровье, – рассказывает "Стране" глава Центральной избирательной комиссии Молдовы Алина Руссу. – Они не включаются в основные списки, а голосуют по дополнительным, и заполняют декларацию, что они не будут голосовать дважды. У них удостоверение личности такое же, как и у других граждан, но у них нет места постоянного проживания в Молдове. Каждый может прийти на любой из этих 30-ти участков. По нашей информации, в Приднестровье проживает больше 220 тысяч избирателей. На прошлые выборы были созданы условия на 26-ти участках, в этот раз мы увеличили количество", – добавляет Руссу.

В приграничном городе Варница, в паре километров от блокпостов, открыты два участка, где голосуют только приднестровские молдаване. За два часа до окончания голосования в Варницком лицее – не протолкнуться. Понятие явки в этом случае относительное – списков ведь нет. Но из трех тысяч бюллетеней на 41-м участке использовали уже 2050, то есть 70%. На соседнем 42-м – использована половина. В избиркоме говорят, у них меньше соседского, потому что участок спрятан в глубине двора.

Бюллетени на двух языках. Фото: "Страна"

Приднестровцам бюллетени дают на двух языках – молдавском и русском. Голос действителен, если выбор сделан не ручкой, а печатью, которая лежит в каждой кабинке. Строгая замглавы 42-го избиркома Валентина Горобых следит, чтобы печать не стащили, как на прошлых выборах.

"Есть седьмая маршрутка в Варницу из Бендер. На границе сегодня очередь, - рассказывает Валентина. – Ехала группа из Приднестровья, наняли микроавтобус, но их не пустили. Это главная проблема - как в день выборов добраться на участки. Централизованно никто не возит. Двое приехали, хотели голосовать, но отказались из-за штампа в паспорт", - говорит вице-председатель.

Спрашивать о сделанном выборе не принято, но я не могу удержаться – как ни как, регион специфический. Анатолий Андреевич, вон, был за Додона. Спрашиваю первого, второго, третьего – и глаза лезут на лоб – все оказываются избирателями проевропейской Майи Санду.

"В обед шли те, кто за Додона, сейчас за Санду подтянулись, - рассказывает член избиркома №41 Валерий Маляр. Он был шахтером в Днепродзержинске и, несмотря на почтенный возраст, хотел пойти воевать на Донбасс, за Украину.

«А как вы понимаете, кто за Додона, кто за Санду? – спрашиваю его. – Ну я же слышу, как они говорят, на каком языке, как между собой общаются. Один рассказывал, что голосовал за того-то, но я же вижу по глазам, что врет. – И за кого голосовал? – Ой, я не могу. Вы приходите после девяти, когда голосование закончится, тогда скажу. – Понимаю. Вы скажите – за Фольцваген или Ладу Калину? – Говорит, что за Фольцваген, но я же вижу по глазам, что за Ладу Калину!».

Избирательный участок для приднестровских молдаван. Фото: "Страна"

Когда голоса подсчитали, оказалось: на 41-м участке, где голосуют только приднестровцы, 1387 человек поддержало пророссийского кандидата Игоря Додона. За проевропейского политика Майю Санду на этом участке свой голос отдали 586 приднестровцев. На соседнем 42-м – Додон набрал 856, Санду – 421. И Приднестровье, и остальная Молдова в первом туре выбрали президентом Додона.

В Молдове есть те, кто опасается изменений в политическом портрете государства в случае урегулирования конфликта с Приднестровьем, рассказывает «Стране» экс-вице-премьер Республики Молдова по вопросам реинтеграции Виктор Осипов.

"Но о них (опасениях) говорят, когда заходит речь о процессе урегулирования конфликта, когда к основному числу избирателей добавятся избиратели с левого берега. То есть когда их участие в избирательных процессах будет более существенным. Наше правительство должно учитывать тот факт, что в Приднестровье живут около 300 тысяч граждан республики Молдова, и у них есть эти права. Запрещать голосовать тем гражданам, которые являются заложниками этой ситуации на левом берегу Днестра, никому даже в голову не приходит", – говорит Осипов.

Объявление для избирателей Тирасполя, Бендеры и Слободзея. Фото: "Страна"

С момента начала вооруженного конфликта на Донбассе в Украине были президентские, досрочные парламентские и местные выборы. Ни на президентских, ни на местных переселенцы с неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской области, а также из аннексированного Крыма не могли голосовать. На парламентских выборах была возможность голосовать только по спискам (без мажоритарки), но сложная процедура изменения места голосования (обязательная для всех с "неподконтрольной" пропиской) распугала даже самых мотивированных избирателей.

"Проблема Украины не в том, что никто не знает, как организовать выборы для жителей неподконтрольных территорий. А в том, что нет политической воли и желания дать голос этим людям. Ведь, с точки зрения нынешней власти, мы голосуем «неправильно», – рассказывает "Стране" донецкий волонтер инициативной группы "Общественные граждане" Энрике Менендес, также ограниченный в избирательном праве. – Схема Приднестровья очень пригодилась бы в мае 2014-го, когда жителей Донецка и Луганска отрезали от выборов президента. Ещё я помню, как на местных выборах в 2015 году власть даже не пыталась найти способ дать проголосовать более чем миллиону переселенцев, которые сознательно выбрали Украину. Люди чувствуют себя брошенными. У них нет своего представителя. Задача власти - создать такой механизм, чтобы каждый обладатель паспорта гражданина Украины (а на территориях т.н. ДНР и ЛНР живет более 3,5 миллионов граждан Украины), чувствовал, что у него есть право голоса и есть кто-то, представляющий его интересы на уровне государства. Сейчас их интересы в Украине никто не представляет и не защищает.

Менендес настаивает на необходимости в полной мере обеспечить право голоса людям из неподконтрольной части Донбасса, чтобы иметь надежду вернуть территории и лояльность населения.

"Касательно выборов, которые прописаны в Минских соглашениях, то их предназначение в другом: чтобы жители неподконтрольной части Донбасса выбрали своих представителей, которые могли бы быть легальной стороной для переговоров", – поясняет Менендес.

Сегодня в украинском законодательстве есть механизм временного изменения места голосования на президентских или парламентских выборах, рассказывает «Стране» народный депутат от БПП, экс-глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.

«Для этого избиратели (в том числе переселенцы или те, кто проживает на неподконтрольных территориях) должны заблаговременно обратиться с заявлением в реестр избирателей и указать тот участок, где они хотят голосовать. Эта процедура несколько затруднена, особенно для тех, кто проживает в ДНР-ЛНР, потому что они должны дважды ехать на подконтрольную территорию: первый раз изменить адрес, второй - проголосовать. Поэтому я являюсь одним из соавторов законопроекта, которым предлагается возможность временно изменить место голосования через интернет. Другой аспект: создавать для этого специальные участки или (как сейчас) эти люди голосуют на уже существующих участках. Я думаю, в районах, прилегающих к линии разграничения, есть смысл создать специальные участки», - поясняет Черненко.

Конечно, на любой неподконтрольной территории есть своя специфика, влияющая на методы решения тех или иных проблем. Невозможно игнорировать тот факт, что конфликт в Приднестровье давно заморожен, в то время как на Донбассе продолжаются бои. Но тем важнее для Украины обеспечить соблюдение прав людей, оказавшихся в военно-политической ловушке. И соблюдение избирательных прав должно следовать сразу за обеспечением права на жизнь.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.