Нацполиция все-таки заплатила почти миллиард за японские "гибриды"

Алексей Романов

Как сообщала "Страна", в декабре прошлого года Нацполиция провела скандальную закупку гибридных автомобилей Mitsubishi Outlander на сумму почти миллиард гривен.

Согласно данным портала публичных средств Е-дата, Центр обслуживания Нацполиции заплатил всю сумму по договору одним платежом 28 декабря 2016 года:

 

Об уплате этой суммы стало известно только сейчас, поскольку портал "Е-дата" работал со значительными перебоями в период новогодних праздников.

Данная закупка оказалась скандальной из-за того, что требования к закупаемым авто были фактически "прописаны" под конкретную марку автомобиля. А конкуренция отсутствовала вообще: закупка была проведена по переговорной процедуре у одного поставщика ООО "НИКО ДИАМАНТ". Как сообщала "Страна", эта фирма через своих учредителей связана с представителями "Народного фронта", который входит в правящую коалицию.

Договор на данную поставку Центр обслуживания подразделений  Нацполиции заключил 14 декабря. "Страна" публикует самые спорные фрагменты этого договора.

Очень "интересными" оказались сроки поставки автомобилей и оплаты за них. Поставщик затребовал себе 100-процентную предоплату в течение 10 банковских (то есть рабочих) дней после заключения договора:

 

Как видим, это условие было выполнено: договор заключен 14 декабря, а оплата по нему осуществлена 28 декабря – в последний день срока, предусмотренного договором.

Однако поставка автомобилей должна произойти в течение 252 календарных дней после заключения договора. То есть "разрыв" между датами оплаты и поставки составляет восемь месяцев. В течение всего этого времени почти миллиард гривен будет "крутиться" у поставщика:

 

Очень дискриминационными по отношению к покупателю оказались гарантийные условия в приложении № 3 к договору. Там отдельно прописана гарантия на автомобиль, и отдельно – на тяговую аккумуляторную батарею. На нее гарантия – 5 лет или 100 тысяч километров пробега – в зависимости от того, что случится раньше:

При постоянной интенсивной эксплуатации автомобиля (что очень вероятно в условиях полиции) пробег в 100 тыс. км может набраться за год. Стоимость же батареи может составлять до трети стоимости электромобиля. В результате, после достижения стотысячного пробега, батареи придется обслуживать и ремонтировать не по гарантии, а за деньги, либо покупать новые.

Еще один скандальный момент: общая сумма договора поначалу составила 959,4 млн. гривен, а цена одного автомобиля – 1 млн. 510,9 тыс. гривен. Это, по данным журналиста Сергея Щербины, более чем на 10 000 долларов выше, чем обычная цена этого автомобиля:

 

После бури возмущения в СМИ и социальных сетях Нацполиции пришлось немного уменьшить цену закупки. Об этом стороны подписали дополнительное соглашение № 1 к договору – в тот же день, когда подписан основной договор. "Страна" публикует скан этого дополнительного соглашения: 

Как видим, один автомобиль вместо 1 млн. 510,9 тыс. гривен стал стоить 1 млн. 509 тыс. гривен, а общая стоимость закупки снизилась на миллион гривен – с 959,4 до 958,4 млн. гривен., то есть всего на 0,1 %. Поэтому уменьшение цены, скорее всего, было сделано лишь для отвода глаз.

Интересно, что на следующий день после того, как деньги были уплачены, министр внутренних дел Арсен Аваков разразился на своей странице в Фейсбуке градом обещаний насчет того, что президент корпорации Mitsubishi Motors якобы согласился предоставить скидку в размере 14 %:

 

По словам министра, "это позволит увеличить объем автомобилей, закупаемых для Национальной полиции прогнозируемо до 736 единиц (рост на 101 единицу от исходного количества). После коррекции Проекта и договора о закупке, стоимость специализированных автомобилей Mitsubishi Outlander PHEV составит ориентировочно 1302 230,0 грн.":

 

Однако Закон "О публичных закупках", на основании которого были приобретены японские автомобили, не дает возможности выполнить пожелания министра. Согласно статье 36 этого закона, изменить условия уже заключенного договора можно только при уменьшении объема закупки, уменьшении цены без изменения количества, продлении сроков и в других похожих случаях. Вариант увеличения количества товара по заключенному договору закон не предусматривает:

 

Так что вариантов изменить условия договора в лучшую для украинской стороны сторону не осталось: деньги ушли исходя из завышенной цены за единицу товара, а увеличить количество не представляется возможным. Значит, заключенный без какой-либо конкуренции договор на поставку супердорогих милицейских авто, похоже, будет выполняться на первоначальных условиях. И это несмотря на бурные протесты СМИ и на обещания министра и других сотрудников МВД исправить ситуацию.

Бюджетные деньги по договору уплачены уже больше двух недель назад, и наверняка уже выведены за границу. Поэтому остается только надеяться, что они не исчезнут без следа из-за банкротства поставщика, либо в результате каких-то других форс-мажорных обстоятельств.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.