В Авдеевке Донецкой области четвертые сутки наблюдается обострение. Украинская сторона говорит о новой волне атак со стороны сепаратистов. В "ДНР" же говорят об украинском наступлении. Почему ситуация на Донбассе обострилась сейчас, кому это выгодно и какие нас ждут последствия, разбиралась "Страна".
Картина бедствия
В понедельник, 30 января, из-за обстрелов Авдеевка осталась без воды, электричества и тепла. В населенном пункте объявили режим чрезвычайной ситуации и заявили об угрозе гуманитарной катастрофы.
Из-за обострения конфликта президент Петр Порошенко прервал визит в Германию и потребовал созвать экстренное заседание Трехсторонней контактной группы. Он также поручил заместителю главы Администрации президента Украины Константину Елисееву немедленно вынести вопрос обострения ситуации в районе Авдеевки на рассмотрение Совета безопасности ООН. Впрочем, Совбез и так собирается по инициативе США - но не из-за Авдеевки, а в связи с новыми запусками Ираном баллистических ракет.
Со стороны России прозвучали дежурные обвинения в адрес Украины ("силы АТО провоцируют эскалацию ситуации"). Со стороны Запада же, что характерно, не наблюдалось столь однозначной позиции. В США и ЕС выразили озабоченность и призвали немедленно прекратить огонь, не называя прямо виновников обострения. А ОБСЕ возложила ответственность за провокации на обе стороны.
По свидетельству СМИ, которые освещают конфликт на линии фронта, действительно жестокие обстрелы идут с обеих сторон в формате артиллерийских дуэлей, в ходе которых "Грады" сепаратистов накрывают Авдеевку, а украинские снаряды ложатся на окраины Донецка.
В общем, ситуация видится неоднозначной и есть несколько трактовок причин происходящей эскалации.
Украинский взгляд. Провокации Кремля и сепаратистов
Как заявляют официальные представители Украины, атаку утром в воскресенье, в так называемой, "промке" около Авдеевки начали сепаратисты. Украинские войска вынуждены были контратаковать. В ответ противник начал обстрелы из тяжелого вооружения Авдеевки, что вызвало в городе гуманитарную катастрофу.
Для чего т. н. "ДНР/ЛНР" и стоящей за ними России обострение на фронте - бытуют разные мнения. Так, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик считает, что "Кремль хочет показать Трампу - ситуация на Донбассе выходит из-под контроля, начинаются масштабные военные действия. Путин показывает, что на этапе начала президентства Трампа есть угроза безопасности для Европы. Это предложение Путина Трампу "договариваться относительно стратегических вопросов и по Сирии и по Европе".
"Провоцирование боевых действий и принуждение к миру через активизацию войны – типичный российский прием, - пишет в своей колонке на сайте "Нового времени" политолог Владимир Фесенко. - К сожалению, в данном случае существует угроза, что именно такой сценарий пытаются реализовать Россия и сепаратисты".
А нардеп Семен Семенченко связал эскалацию ситуации с блокадой железнодорожных путей на Донбассе, которую он же и проводит.
"Я думаю, что из Авдеевки будут пытаться сделать что-то вроде Дебальцево или Алеппо, - считает нардеп. - В телевизоре это уже происходит. Смотрите, там показывают весь набор ужасов, которыми пугают тех, кто хочет помешать торговле на крови и передаче Украины под "эффективный контроль" России. Погибшие, страдания гражданских, нет света и тепла, эвакуация. И постепенно человека подводят к мысли "зачем страдать?", ведь достаточно принять "безальтернативный Минск" и все закончится".
Относительно того, насколько серьезна эскалация - нет единого мнения. Пессимисты полагают, что начинается большая война, чреватая потерями новых территорий. Другие считают, что бои вскоре стихнут.
"Скорее всего, речь идет только о локальной эскалации: это шантаж и очередная провокация, вызванная визитом Порошенко в Берлин", - полагает Владимир Фесенко.
Взгляд из России и Донецка. Попытка сорвать договоренности Трампа и Путина
В трактовке россиян и сепаратистов, наступление под Авдеевкой начала украинская армия, а "ДНР" лишь оборонялась, проведя контратаку с целью возврата прежних позиций.
Интересно, что в качестве обоснования данной версии россияне и сепаратисты используют победные реляции украинских силовиков и некоторых СМИ, которые накануне обострения под Авдеевкой писали о том, как силы АТО ведут наступление на "ничейную землю", выравнивая линию фронта и возвращая себе те территории, которые должны быть за Украиной по минским соглашениям. Сепаратисты, со своей стороны, трактуют это наступление как провокацию конфликта, что и произошло под Авдеевкой, когда, как утверждают в "ДНР", в ответ на продвижение украинских сил был нанесен контрудар.
По мнению российских и сепаратистских спикеров, украинская сторона проводит эскалацию боевых действий, якобы, с целью сорвать договоренности России с Трампом о снятии санкций (обвинив в нападении Москву и "ДНР/ЛНР"), а также получить аргументы в переговорах с Германией и Францией, которые давят на Киев с целью выполнить политическую часть Минских соглашений ("какой Минск, какие выборы, какие изменения в Конституцию, если идет полноценная война, развязанная Россией, а в Авдеевке гуманитарная катастрофа?").
Обвиняют Киев в эскалации конфликта, с целью сорвать политическую часть Минска и переключить внимание общественности "с платежек на войну", и ряд украинских оппозиционных политиков.
"Власть спекулирует на теме войны, не заинтересована в мирном урегулировании и будет саботировать Минские соглашения", - заявил нардеп Нестор Шуфрич в эфире одного из российских телеканалов.
Отметим, что такая трактовка событий уже начинает проникать и в западные СМИ, что является тревожным симптомом для украинской власти.
Так, немецкая газета Süddeutsche Zeitung пишет: "В немецком правительстве очень внимательно и с нарастающей тревогой наблюдают не только за тем, как обострилась ситуация на так называемой линии соприкосновения. Там понимают, что в этом в значительной степени виновата украинская сторона. Напряженность нарастает, в выходные в ходе перестрелок погибли четверо украинских солдат. По данным, которыми располагает Берлин, и которые, кроме всего прочего, опираются на отчеты миссии ОБСЕ в восточной Украине, именно украинские военные в настоящий момент пытаются передвинуть линию фронта в свою пользу. Очевидно, что при этом они учитывают нарастание напряженности, считают в правительственных кругах Берлина. За их действиями, как предполагают некоторые члены руководства Германии, может крыться расчет на то, что ситуация настолько обострится, что можно будет предотвратить планы президента США Дональда Трампа по смягчению санкций".
Взгляд конспирологический. Борьба за уголь и новый расклад в Кремле
Отметим, что между этими двумя версиями лежит множество промежуточных. Например, что обострение на самом деле выгодно тем силам с обеих сторон, которые хотят окончательно похоронить минские соглашения и не допустить мирной реинтеграции Донбасса в Украину. Тем силам, кто хочет и дальше зарабатывать на контрабанде через "серую зону" и делать пиар на войне, отвлекая населения от социально-экономических проблем.
Гуляют по соцсетям и конспирологические бизнес-версии подоплеки обострения конфликта - дескать, некие силы, по обе стороны фронта хотят исключить бизнесмена Рината Ахметова из схем по торговле углем с т. н. "ДНР". И с этой целью, якобы, и ведется обстрел его коксохимического предприятия в Авдеевке, что наносит большой урон металлургическому бизнесу Ахметова.
Наконец, одесский политтехнолог Игорь Димитриев, ныне проживающий в России, связывает военное обострение с изменением расклада сил в Кремле.
"После сентябрьских выборов в Госдуму, в кремлевских структурах начала меняться команда, в том числе люди работающие на украинском направлении, - пишет Димитриев у себя на странице в ФБ. - Была анонсирована какая-то новая стратегия и сейчас ее, кажется, озвучили эксперты, близкие к АП: признание непризнанных республик Донбасса, а также предоставление "карты русского" гражданам Украины. Россия активизирует повторно своих сторонников в Украине, обеспечивает обратную связь и возможно финансовую поддержку. Но с началом боевых действий под Донецком эти планы оказались сорваны. Ситуация возвращается на два года назад. И политические инструменты уже не к месту".