Встреча с Трампом – это много или мало?
Безусловное событие номер один для Украины – встреча Порошенко с Трампом. В практическом смысле преувеличивать ее значение не стоит – короткий разговор явно не мог привести к какому-либо результату, – однако символическое значение ее велико. Особенно если вспомнить украинско-американские перспективы, как они выглядели семь месяцев назад.
Семь месяцев назад Трамп стал президентом, как все говорили, не без помощи России. И при активном противодействии украинской власти. Сам Порошенко в антитрамповской кампании не участвовал, но в ней были задействованы и НАБУ, и Аваков, и Ляшко, и еврооптимисты. Да и сам украинский президент во время визита в Нью-Йорк в сентябре встречался с Клинтон, что тоже говорило не в его пользу.
Однако вчерашняя встреча Трампа с Порошенко показала, что прошлогодний шлейф значения уже не имеет. Трамп строит политику сегодня, и у украинской власти есть шанс вписаться в картину мира от нынешнего хозяина Белого дома.
Правда пока неизвестно - какова эта картина мира. И какое место в ней занимает Украина и Россия. Пока единственное, что с завидной регулярностью повторяет Трамп на тему российско-украинских отношений, это необходимость примирения двух стран. Но это входит в диссонанс с господствующими настроениями в среде украинской власти. За такие пацифистские речи в Киеве, вообще-то, сразу в агенты Кремля записывают.
Евросоюз требует реформы ГПУ и СБУ
В отличие от прагматика Трампа, в Евросоюзе еще не оставили попытки сделать из Украины демократическое правовое государство. Вчера глава Консультативной миссии ЕС Ланчинска жестко раскритиковал украинские силовые структуры, которые, по его мнению, остаются рудиментами коррумпированного авторитарного государства.
Под европейский огонь попала Генпрокуратура, руководитель которой, как считает Ланчинска, больше занят преследованием представителей прошлой власти, чем реформированием ведомства. Он даже распустил подразделение, которое должно заниматься реформой ГПУ, хотя год назад, при назначении на должность, это было одно из главных его обещаний.
Под огнем оказалась и СБУ, которая – вместо приближения к стандартам европейских спецслужб –все больше напоминает советский КГБ, сделав своей основной задачей борьбу с политическими противниками режима и инакомыслием в целом.
В принципе, реформирование силовых структур – это куда более важная лакмусовая бумага украинской евроинтеграции, чем Соглашение об ассоциации, безвизовый режим или даже ЛГБТ-парад. Поскольку именно в этом случае идет речь о европейских стандартах демократии. Однако, как видим, на этом ключевом направлении Украина остается Советским Союзом в его худших проявлениях, и никакая декоммунизация этого факта не меняет.
Возьмется ли Луценко за своих?
Тем временем Генпрокуратуре предстоит решить серьезный вопрос – заниматься или не заниматься народными депутатами, которые входят в президентскую команду либо являются ее союзниками. Вчера Специализированная антикоррупционная прокуратура направила Луценко представления на депутатов Розенблата (БПП), Полякова ("Народный фронт") и Довгого ("Воля народа").
У каждого из них своя история (у первых двух – свежие взятки в связи с депутатской деятельностью, у Довгого – история еще из времен работы в Киевсовете в команде Черновецкого). Однако все это – деятели, которые нужны власти. Розенблат и Поляков – не последние люди во фракциях, входящих в коалицию, Довгий – один из главных людей в группе, которая является основной подпоркой коалиции. При этом последний еще и повязан с людьми из бывшей команды Черновецкого, которые играют немалую роль в окружении президента.
Так что выбор генпрокурору предстоит непростой: с одной стороны – давление Запада, требующего борьбы с коррупцией, с другой – целостность коалиции. Судя по всем делам, инициированным НАБУ и САП, генпрокурор постарается сделать так, чтобы и волки были сыты (по крайней мере, сказками от ГПУ), и овцы остались в президентской отаре.
Кабмин VS регионы: война за 9 млрд
Еще одна линия противостояния, наметившаяся внутри власти, – правительство против городских мэрий. На кону – 9 млрд гривен, которые Кабмин хочет через Госказначейство получить с целого ряда областных центров.
Формальный повод у Госказначейства давить на мэрии Харькова, Черновцов и других городов есть – это задолженность по ссудам, которая тянется еще со времен Януковича. Однако сами городские власти утверждают, что в 2010-13 годах им устанавливали завышенные плановые показатели доходов, и ссуды приходилось брать, чтобы рассчитаться с центральной властью, которая такие планы устанавливала. А значит – сама центральная власть и должна решить эту проблему, то есть списать долги.
Есть у региональных властей и другой аргумент. Начиная с 2015 года, правительство регулярно сбрасывает на них все больше социальных обязательств, при этом не дав возможности зарабатывать в полной мере на их погашение и не субсидируя в нужном объеме. Так, задолженность центра перед регионами по компенсации коммунальных субсидий и льгот только за пять месяцев 2017 года составила 35 млрд. А есть еще здравоохранение и образование, которые местные власти финансируют теперь в куда большем объеме, чем центральная.
Если даже в такой ситуации Кабмин пытается выжать из городских властей последние соки, это означает одно: с госбюджетом все далеко не так хорошо, как это пытаются представить. Впрочем, уже упомянутая "дыра" по субсидиям – лучшее тому подтверждение.
Каким будет "Динамо" при Хацкевиче?
У киевского "Динамо" началась новая жизнь: вчера команда провела первую тренировку с главным тренером Хацкевичем. Но это тот случай, когда новое не означает лучшее. Во-первых, потому, что мало кто верит в превосходство тренера Хацкевича над тренером Ребровым, а во-вторых, финансовая ситуация в клубе, пожалуй, худшая за те 24 года, в течение которых его хозяевами являются братья Суркисы. И все это накладывается на общий кризис украинского футбола, вызванный экономической и политической ситуацией в стране.
Если расставить факторы по важности, то тренерский здесь, пожалуй, будет на последнем месте. В ситуации, когда в страну из-за войны не хотят ехать пристойные легионеры, ни один тренер не удержал бы команду хотя бы на уровне Семина конца нулевых, не говоря уже об уровне команды Лобановского.
Но даже это не главное. Главное в том, что "Динамо" не имеет ни достаточного финансирования (как это было до победы Майдана), ни статуса главного клуба Украины (как это было в 90-е). Власть не только не хочет помогать Суркисам – наоборот, у них отобрали сотни миллионов во время национализации "Приватбанка". Поэтому новый тренер и новый курс на собственную молодежь – это просто завуалированное лицо глобального кризиса. То же произошло в "Днепре" два года назад, только более откровенно.
Правда, есть надежда, что судьба "Днепра" динамовцам все же не грозит. Во-первых, потому, что Суркисы – не Коломойский, который, в общем-то в украинском футболе был человеком случайным. Во-вторых, потому что Киев. Хотя сейчас сложно представить, кто бы мог взяться за "Динамо", если у Суркисов не будет денег на его финансирование. В нынешней власти нет людей, которые хотели бы взять на себя подобный груз, – тем более что политических бонусов он больше не дает.