Игра в "недодай". Почему одних депутатов Рады сделали прикасаемыми, а другим повезло

Денис Рафальский , Галина Студенникова

Фото: hvylya.net

Вечером во вторник депутаты успели рассмотреть представления генпрокурора о снятии неприкосновенности с пятерых народных депутатов. Еще одно представление - на Михаила Добкина - будет рассматриваться в среду, и есть вероятность, что за него проголосуют до конца недели.

За перипетиями судного дня для пяти нардепов следила "Страна". 

Депутаты не дождались четверга 

Накануне в большинстве фракций уверяли "Страну", что голосование по лишению неприкосновенности парламентариев состоится в четверг, после того, как Регламентный комитет вынесет решение по еще одному представлению Генпрокуратуры - относительно лишения неприкосновенности депутата от Оппозиционного блока Михаила Добкина.

Однако, если бы с голосованием дотянули до четверга, получилось бы нарушение процедуры по тем депутатам, представления на которых Регламентный комитет рассмотрел еще на минувшей неделе. Дело в том, что, согласно законодательству, после решения Регламентного комитета представление должно попасть в сессионный зал в течение 7 дней.

Представления по Евгению Дейдею и Олесю Довгому профильный комитет рассмотрел еще в прошлый понедельник и вторник, то есть к четвергу срок в 7 дней был бы превышен. Это бы дало основаниям парламентариям оспорить вынесенное по их персоналиям решение на основании нарушения процедуры.

Именно поэтому с утра во вторник три фракции - "Самопомощь", "Батькивщина" и Радикальная партия - заблокировали трибуну с требованием не откладывать голосования до четверга, а вызвать генпрокурора в парламент во вторник.

Перед этим парламент провалил предложение спикера Парубия перенести вопрос по неприкосновенности на четверг.

 

Фото: fakty.ictv.ua

Сам Луценко причину своего отсутствия в парламенте пояснил тем, что его попросту... не приглашали. Об этом он написал в комментариях на Facebook под постом депутата от "Самопомощи" Андрея Журжия, написавшего генпрокурору, что "так опозориться еще надо было постараться". 

Впрочем, в кулуарах неявку Луценко в ВР поясняли совершенно иными причинами - якобы сам Луценко настаивал на том, чтобы голосование было в четверг, уже после решения комитета по представлению на Михаила Добкина. 

"Еще остается рабочий день в пятницу, было предложение спикера продлить сессию. Если мы не на этой неделе решим вопрос, то на следующей. Но когда Парубий внес предложение рассмотреть позже, парламент зарубил", - сетовал в кулуарах Игорь Кононенко (БПП).

При этом еще один собеседник "Страны" в НФ, заявил, что голосование перенесли на вторник, чтобы "осадить планы нарывающегося Юрия Витальевича".

Самую оригинальную версию отказа Луценко прийти в Раду высказал с трибуны Олег Ляшко. По его словам, генпрокурор якобы выпивал всю ночь и на утро еще не успел проспаться.

Так или иначе, но Юрий Витальевич все-таки явился в парламент к вечернему заседанию, которое предварительно было решено продлить до упора - пока через голосование не пройдет каждый из пяти обвиняемых в различных нарушениях закона парламентариев. 

Депутат Сергей Лещенко спешку коллег пояснял тем, что к четвергу может просто не хватить голосов. 

"Есть вероятность, что в четверг не будет голосов. Сегодня большинство есть, чтобы его зафиксировать, нужно проголосовать сегодня за эти проекты постановления", - сообщил "Стране" Сергей Лещенко. При этом парламентарий признал, что депутаты могут поддержать только снятие неприкосновенности, а привлечение к ответственности и арест - нет.

Аналогичный прогноз "Стране" сделал и близкий к руководству БПП парламентарий, спрогнозировавший, что на снятие неприкосновенности голоса найдут, но при этом Верховная Рада не поддержит арест, чего требует генпрокуратура в двух представлениях - по депутатам Максиму Полякову (НФ) и Бориславу Розенблату (БПП) соответственно.

3:2 в пользу ГПУ

Появление генпрокурора в Верховной Раде оживило сессионный зал. Однако, уже по первому представлению - относительно незаконного обогащения Евгения Дейдея (Народный фронт) парламент дал маху - 192 голоса при необходимых 226.

Во время обсуждения представления на Дейдея глава фракции НФ Максим Бурбак заявил о избирательной позиции в работе НАБУ и ГПУ, добавив, что якобы представление на Дейдея является местью за его позицию в деле экс-главы ГФС Романа Насирова. Однако, генпрокурор обвинения опроверг.

"НАБУ начало дело по предполагаемому незаконному обогащению Дейдея 16 ноября 2016 года. Поэтому это дело никак не связано с позиций Евгения", - сказал он, уверив, что у прокуроров достаточно доказательной базы для снятия неприкосновенности и оглашения подозрения нардепу. Ранее в НАБУ утверждали, что в ходе досудебного расследования на основании анализа электронных деклараций было установлено, что парламентарий в 2015-2016 гг. приобрел в собственность недвижимое имущество и транспортные средства, стоимость которых более чем в 4 раза превышает совокупный официально задекларированный доход семьи за всю жизнь. В свою очередь, сам Дейдей отметил, что дело против него сфабриковано:

"Дело имеет чисто политическую составляющую. Преступление, которое мне инкриминируют, я не совершал… Я не буду сейчас кого-то уговаривать. Прошу вас рассудить по совести и по закону". 

Генеральный прокурор и глава САП за голосованиями по лишению депутатов неприкосновенности наблюдали, затаив дыхание. Фото: Виктория Войцицкая, Facebook.com

Еще накануне в комментарии "Стране" один видный член президентской фракции БПП пояснил, что депутаты считают бездоказательными обвинения НАБУ в адрес Дейдея и Лозового, которых пытаются привлечь к ответственности из-за указанных в их декларациях данных. 

"Те обвинения, которые звучат в адрес Дейдея и Лозового, можно "пришить" к половине парламента и тогда придется пол парламента пересажать", - сообщил "Стране" собеседник. 

Более того, аккурат перед голосованием по Дейдею глава САП Назар Холодницкий сделал представление на еще одного депутата из "Народного фронта", Дениса Дзензерского за ложь в декларации (то есть по тому же поводу, что и по Дейдею и Лозовому). 

По словам депутата от НФ, близкого к руководству своей партии, его фракция отказалась представление в отношении Дейдея именно после появления информации по Дзензерскому (также как и Поляков Дзензерский считается близким к "серому кардиналу" Народного фронта Николаю Мартыненко, а также лично к Арсению Яценюку). Это якобы стало неприятной неожиданностью.

"С нами никто это не согласовывал. Мы были готовы голосовать, так решила накануне фракция, заседавшая допоздна", - говорит собеседник. По его мнению, представление на Дзензерского способно нарушить равновесие внутри власти.

"Зачем это нужно (представление - Прим.Ред.)? Спровоцировать кризис? Кому-то захотелось выборов?" - недоумевает собеседник, судя по всему, имея в виду сторону президента.

Накануне, по информации "Страны" фракция "Народного фронта" собралась в полном составе. Были лидер политсилы Арсений Яценюк, глава МВД Арсен Аваков, глава СНБО Александр Турчинов и спикер ВР Андрей Парубий.

"Яценюк жестко настаивал, что нужно поддержать представления на своих. Юристы партии - Георгий Логвинский и Павел Пинзеник говорили, что НАБУ нарушило целую пачку законов. Фракция все равно приняла решение поддержать снятие неприкосновенности, но Холодницкий и те кто за ним стоят решили показать зубы. У меня складывается впечатление, что это не просто так. Что это начало, так сказать "большого пути", - сказал "Стране" собеседник в НФ, вероятно имея в виду, что партию ожидают новые подобные испытания. 

"Прокатил" парламент и голосование по Лозовому, в действиях которого НАБУ усмотрела признаки преднамеренного уклонения от уплаты налогов в размере 1 миллион 800 тысяч грн.   

Один из депутатов провластного лагеря пояснил отказ депутатов голосовать за снятие неприкосновенности с Дейдея и Лозового опасениями, что вслед за ними уголовные дела по электронным декларациям возбудят и против других нардепов (эти опасения, как видим по Дзензерскому, не лишены оснований).

"Поэтому хотели сразу показать, что придираться к декларациям, а придраться можно к каждой декларации - гиблое дело. Это один аспект. Ну и второй - Дейдей очень близкий человек к Арсену Авакову, для которого снятие неприкосновенности было бы "аппаратной потерей лица". Помогла провалить голосование Радикальная партия, а в благодарность НФ помог провалить голосование по Лозовому. Не зря же с трибуны выступил в камуфляже Юрий Тимошенко (нардеп от "Народного фронта" - Прим.Ред.) и объявил, что у него рука не поднимется посадить "героев Майдана и войны" Дейдея и Лозового. По остальным проголосовали, потому что была общая просьба от властей хоть за кого-то проголосовать, чтоб было что предъявить Западу в плане борьбы с коррупцией. Особо просили проголосовать за Полякова и Розенблата, потому что в это дело уже посвятили американцев и был бы большой скандал, если бы завернули и эти представления", - говорит нардеп. 

Положительные решения по снятию неприкосновенности были приняты в отношении Олеся Довгого (внефракционный, обвиняется в злоупотреблении служебным положением в связи с отчуждением 10 земельных участков природно-заповедного фонда - заказника "Остров Жуков" общей площадью 44,25 га в свою бытность секретарем Киеврады), а также по двум фигурантам "янтарного дела" - Максиму Полякову (НФ) и Бориславу Розенблату (БПП). При этом, согласия на привлечение двух последних нардепов к уголовной ответственности и аресту) парламентский корпус не дал. 

"За арест Розенблата 181 голос. При уникальной, стопроцентной доказательной базе. При внимании всей страны. При внимании США и ЕС. При неподдельном желании Луценко добиться 226. Это - диагноз политической системе эпохи Порошенко", - прокомментировал такое голосование еврооптимист Сергей Лещенко.

"Недодать голоса"

"В Верховной Раде давно существует старый приём развода под названием "недодать голоса". Фракция вроде голосует за какое-то решение, но не в полном объёме. Вроде большая часть фракции поддержала решение, но решение все равно не принято. Как в ситуации с Дейдеем, когда большая часть фракции НФ голосует за, но при этом не даёт 20-30 решающих голосов... Вроде большинство во фракциях голосует, а решение не принимается. Очередной и спланированный договорняк", - прокомментировал итоги "судного дня" для пяти нардепов бывший парламентарий Егор Фирсов.

Политолог Владимир Фесенко также говорит о "технической игре". 

"По голосованию о снятии депутатской неприкосновенности - очень техничная договорная игра. Дейдея и Лозового сдавать было нельзя, потому что их дело потенцйиально актуально для очень многих депутатов. Поляков шел в связке с Розенблатом и разоблачительный фильм ударил и по нему. А дело Довгого формально схоже с делом Добкина, с которого будут снимать неприкосновенность", - написал политолог на своей странице в Facebook.

Впрочем, в других фракциях ситуацию с голосованием поясняют не только договорняками. По версии собеседника "Страны" во фракции "Батькивщины", причины переноса заседания на вторник кроются в желании значительного количества депутатов отбыть в отпуск, так как "билеты уже куплены!" и желании насолить Гройсману, прокатив его с изменениями в бюджет. Более того: и правки к основной финансовой смете страны, и важные реформы - медицинскую, образовательную и пенсионную - в парламенте оставили на четверг. 

"В четверг, с учетом предотпускного фактора, собрать голоса будет значительно труднее", - считает нардеп.

Реабилитация Розенблата

Известный юрист Андрей Портнов считает, что Рада сегодня реабилитировала Розенблата и Ко.

"Многие обсуждают, что депутаты сегодня все таки уровняли своих коллег с обычными гражданами и дали согласие на привлечение нескольких из них к уголовной ответственности, - написал юрист у себя на ФБ. - Это манипуляция и обман. Не дали. Сегодня по факту выиграли все, против кого формально проголосовали. Разница в том, что последнее время неугодных политиков и бизнесменов власть сразу же лишает свободы, инициируя многомиллионные залоги, которые в реальной жизни по сути превращаются в аресты. А в отношении своих депутатов парламент, согласившись с привлечением, отказал в даче согласия на арест, что по факту обозначает их дальнейшую реабилитацию и развал уголовных дел. Потому что дальше все будет происходить как обычно для своих - скромная мера пресечения, десятки ходатайств и экспертиз, месяца и годы документооборота между прокурорами и судьями, констатация недопустимости доказательств и закрытие дел сразу после потери остроты событий и смещения информационных поводов". 

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.