Мария Романова
После чреды сменяющих друг друга и.о, "Укрзализныца" наконец-то заполучила "настоящего" руководителя. Сегодня новый состав правительства одобрил кандидатуру поляка Войцеха Бальчуна, которого выбрала из 31 соискателя специальная комиссия Министерства развития торговли и экономики (МЭРТ).
Сама процедура объявления о назначении Бальчуна произошла в весьма характерной форме. После короткого, но доброго слова Гройсмана, который описал былые заслуги Войцеха, он передал слово самому новому начальнику железной дороги. Неожиданно для всех Бальчун заговорил по-польски. Переводчика, естественно, не оказалось и переводить взялся сам Гройсман, который уверял, что польский понимает. И пересказал, что экспат намерен бороться с коррупцией и обновлять подвижной состав. Впрочем, о то, что же на самом деле сказал господин Бальчун, остались некоторые сомнения.
Равно как сомнения остаются насчет того - насколько польский товарищ адекватно понимает украинскую действительность и стоящие перед ним задачи. Не зная, при этом, языка местного населения, но получая 1,5 млн.долларов в год зарплаты.
Программа поляка
Чиновники не скупятся на комплименты новому главе УЗ. "Войцех молодой, он суперуспешный руководитель ряда самых крупных польских предприятий. Сначала он хорошо проявил себя как руководитель самого большого польского банка PKO, а затем достиг карьерных высот, возглавляя польскую железную дорогу PKP Cargo (из убытков в 100 млн. злотых он вывел предприятие на прибыль в 500 млн.).", - отметил экс-министр экономики Айварас Абромавичус, презентуя результаты отбора. Бальчун также возглавлял набсовет польской авиакомпании LOT, а в свободное время он, как и полагается разносторонне развитой личности, еще и играет в рок-группе Chemia.
Стоит отметить, что на кресло главы УЗ претендовало 31 соискателей, в том числе, такие "акулы" транспортного бизнеса как экс первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер и прежний и.о главы УЗ Александр Завгородний. Понятно, что все они теперь в оппозиции к Бальчуну.
Формально главным критерием отбора кандидатов были их программы по реформированию УЗ. Бальчун среди главных проблем "Укрзализныци" отметил падение доходов предприятия, отсутствие нужного законодательства и госрегулирование тарифов. В качестве "лечения" он предлагает вывести приватизировать непрофильные активы УЗ, а обслуживаемые ими направления вывести на аутсорсинг, открыть рынок пассажирских перевозок для частных компаний, сократить сеть билетных касс. Он также хочет ввести в Украине единый билет на все виды транспорта и тотально информатизировать "Укрзализныцю". Это очень похоже на сценарий, по которому Бальчун реформировал польскую железнодорожную систему. Кстати, сами поляки имеют к ее работе немало претензий. Непунктуальность поездов там стала настоящей проблемой – время опоздания на полчаса опозданием даже не считается. Сам Бальчун парирует критикам – ж/д полотно тотально обновляется, так что временно придётся потерпеть.
Собственно, в программе польского кризис-менеджера нет ничего революционного. К примеру, в конкурсном предложении бывшего замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстера, который также хотел возглавить УЗ, много похожих пунктов, в частности, приватизация части непрофильных активов, перестройка пассажирских перевозок, скорейшее изменение профильного законодательства (законопроект "О железнодорожном транспорте) уже есть в парламенте, разработка единой IT- системы учета и пр.
Реальные проблемы
Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава говорит, что сделать действительно нужно очень много. "Фактически два года у предприятия не был постоянного руководителя, что окончательно разбалансировало его работу. УЗ справлялась с текущими задачами только усилиями среднего звена", - отмечает эксперт. По его мнению, первое, с чем нужно разбираться, это тарифный вопрос. В феврале 2016г тогда еще глава транспортного ведомства Андрей Пивоварский прогнозировал, что без роста тарифов, в частности на грузовые перевозки, УЗ по итогам года получит убытков почти на 7 млрд. грн. Но с другой стороны бизнес уже сейчас еле тянет расценки железнодорожников (они повышались несколько раз за последние два года), обвиняя "Укрзализныцю" в раскручивании инфляции, ведь предприятия автоматически перекладывают расходы на подорожавшую логистику на кошельки потребителей.
Не лучше обстоят дела и с пассажирскими перевозками. Эксперты подсчитали, что на сегодняшний день цены на ж/д билеты покрывают себестоимость перевозок лишь на 8-30%. Но сложно даже представить масштабы социального взрыва, если новое руководство УЗ вдруг решится взять и уже завтра огласить предприятиям и рядовым украинцам реальные тарифы.
Руководитель центра транспортных стратегий Сергей Вовк говорит: первое, что нужно сделать – привести в порядок финансовую отчетность УЗ. "Даже в правительстве видят лишь общую отчетность. Понять сколько денег приносят конкретные направления невозможно, что создает почву для злоупотреблений", - отмечает эксперт. Второй важный блок реформ – инвестиционный. В инвестиционном плане УЗ утверждена сумма в 11 млрд. грн., хотя реальные потребности составляют 30-40 млрд. грн. "Нужно сосредоточится на тех точках, которые дадут быструю отдачу. Недавно мининфраструктуры анонсировало строительство скоростного ж/д пути из Европы в Одессу. Проект, конечно, нужный, но вот окупаться от будет десятки лет. А точечная реконструкция отдельных отрезков пути, станций и пр., позволила бы зарабатывать уже завтра", - поясняет Вовк.
Реформатор или свадебный генерал?
Новому руководителю "Укрзализныци" достанется непростое, хотя и очень интересное "наследство". Государственная железнодорожная монополия объединяет 6 ж/д дорог, а это 21,6 тыс. км путей, около 4 тыс. локомотивов и 123 тыс. вагонов и 300 тыс. сотрудников. На долю УЗ приходится порядка 60% всех грузовых и 38% пассажирских перевозок в стране.
Но главный лакомый кусок УЗ - порядка 140 структурных предприятий, в том числе, непрофильных, приватизацию части которых обещали и доморощенные транспортники, и "варяги". На этих активах, собственно, и выстраивались коррупционные схемы, о размахе которых на УЗ ходят легенды.
По итогам прошлого года "Укрзализныця" получила чистый убыток в 4,7 млрд. грн. Бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, перечисляя причины убыточности монополиста, назвал, в частности, заниженные тарифы, старый подвижной состав и главное – коррупцию. Ее объемы на железной дороге эксперт оценил в рекордные 10-20 млрд. грн. в год. Как видно, если бы убрать эту составляющую, даже дешевые билеты и старые вагоны не помещали бы госпредприятию не стабильно зарабатывать. Решить проблемы с коррупцией должен был и.о руководителя ПАО Евгений Кравцов, которого назначили на эту должность после отставки Александра Завгороднего, заподозренного в построении коррупционных схем.
В феврале 2016г на имя премьера-министра, генпрокурора, главам СБУ и НАБУ поступил депутатский запрос, в котором говорилось о масштабных злоупотреблениях Завгороднего. Его, в частности, обвиняли в сотрудничестве с компаниями и банками, связанными с семьей Виктора Януковича. В частности, прозвучали названия СК "Доминанта", которой УЗ только за 4 квартал 2015г перечислила 414 млн. грн. и ООО "Євроинвестсрой", получившего от железнодорожников 14 млн. грн. в феврале 2016г.
Но парадокс ситуации заключается в том, что именно Кравцова еще в его бытность вторым человеком в УЗ (он занимал пост директора по реформированию, правовой и имущественной политике), называли "смотрящим". По слухам, он связан с соратником главы АП Бориса Ложкина Михаилом Бейлиным. И, якобы по его распоряжению тот начал расставлять на руководящие должности на непрофильных предприятиях УЗ своих людей. Поговаривают даже, что были предприняты попытки загнать эти компании в еще большие долги (компании, близкие к Кравцову, предлагали предприятиям кредиты, погасить которые те не смогли).
На сегодняшний день в УЗ остается еще, как минимум, один человек Бейлина - директор по корпоративному управлению и мотивации персонала Оксана Марина.
И эксперты не сомневаются, что те, кто уже давно положил глаз на наследство УЗ и планомерно готовил захват ее активов, не упустят возможность по- быстрому отжать то, что еще осталось. Противостоять этому рейдерскому захвату – и будет задачей №1 для нового руководителя "Укрзализныци". Сможет ли выполнить эту миссию рафинированный польский топ-менеджер или же его участь – стать "свадебным генералом" за спиной которого продолжат грабить награбленное – покажет время.