Прокурорские кланы. Баганец, шокинские и винницкие

Последние назначения в Генпрокуратуре говорят о ротации руководителей в пользу приближенных к власти групп влияния

Дмитрий Войко, Алексей Романов

В течение июня-июля генпрокурор Юрий Луценко провел ряд важных перестановок в органах прокуратура. Причем не только в центральном аппарате, но и на местах. По ним можно судить о кадровых веяниях при новом руководителе ГПУ, а также о том, кто в наибольшей степени сейчас влияет на политику органов прокуратуры. Для примера возьмем три недавних назначения прокуроров. Одесской области, города Киева и Киевской области. Каждое из них достаточно знаковое.

Винницкие едут в Одессу

17 июня Юрий Луценко лично приехал в Одессу, чтобы представить нового прокурора области. Им стал 30-летний уроженец Винницкой области Олег Жученко, который с декабря 2015 года был первым заместителем прокурора Одесской области.

Жученко - сын экс-прокурора Винницкой области, ныне покойного Демьяна Жученко, который проработал в органах прокуратуры более 20 лет.

Но главную роль в назначении сыграла не память об отце, а близость к прокурору Винницкой области Вячеславу Соколовому, который, по данным СМИ приходится кумом нынешнему премьеру Владимиру Гройсману. Да и к президенту Петру Порошенко весьма близок.

Отметим, что «Страна» уже писала о складывающемся альянсе между губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили и Владимиром Гройсманом. И в этом смысле назначение Жученко выглядит логично.

Итак, первый тренд в кадровой политике ГПУ – усиление винницкого прокурорского клана, близкого к Гройсману и Порошенко.

Старая гвардия снова при деле

Еще одно громкое событие – назначение на пост прокурора Киева Романа Говду. Последний прославился в бытность свою заместителем генпрокурора Виктора Шокина. Именно Говда выписывал своему бывшему коллеге Касько подозрение в махинация со служебными квартирами.

Естественно, делал он это не по собственной инициативе. А по команде старших товарищей. А именно – старой прокурорской гвардии Шокина и людей за ним стоящих. Среди последних особенно выделяют соратников Порошенко – Игоря Кононенко и Александра Грановского. То есть  проверенные прокурорские кадры  и друзья президента также не забыты.

Птенцы гнезда Баганца

Еще одним показательным и весьма скандальным решением стало назначение прокурором Киевской области Дмитрия Чибисова. 

Он сменил на должности Евгений Бондаренко – милиционера, ставшего на время прокурором, о котором не раз упоминалось в прессе в ключе коррупционных скандалов (в частности, по крышеванию незаконной добычи песка). Однако из органов прокуратуры его за это не уволили, а наоборот - перевели на не менее важную должность – прокурора Донецкой области.

Дмитрий Чибисов личность в прокурорских кругах известная. Правда, почти весь его трудовой путь в последние годы сопровождали постоянные скандалы. Львиная часть прокурорской карьеры Чибисова связана с семейством бывшего зама генпрокурора Алексея Баганца (последний близок к Юрию Луценко и одно время был его адвокатом). Как говорят наши источники в ГПУ, именно под его крылом и руководством он проделал путь от следователя Днепровской райпрокуратуры Киева до зама прокурора Оболонского района Киева в 2013-14 годах. В это время сын Баганца, кстати, был прокурором Оболони. Тогда в СМИ появились сообщения, что предприниматели–владельцы МАФов жаловались, что Чибисов и Баганец обложили их непомерной данью. Впрочем, официальных подтверждений тогда эта информация не нашла, но с Оболони Чибисова все-таки убрали, сделав главой Переяслав-Хмельницкой прокуратуры. В феврале 2015 года он был назначен прокурором Черниговской области как раз перед отставкой бывшего генпрокурора Виталия Яремы.

Однако в этом кресле Чибисов вошел в серьезный клинч с коллективом. Последний даже распространил открытое письмо относительно «неправомерных действий прокурора Черниговской области Чибисова Д.О».

В нем прокуроры обвиняли своего начальника в хамстве, чванстве, в нарушении трудового распорядка дня (заставлял работать по ночам), безосновательных увольнениях, «крышевании» незаконного газолинного бизнеса, который процветает на территории Прилуцкого региона и даже в употреблении наркотиков, а также прочих прегрешениях».

Сотрудники прокуратуры Черниговщины, с которыми нам удалось пообщаться анонимно, не могли подобрать цензурных слов для характеристики бывшего шефа. Правда долго «чибисовский» период в черниговской прокуратуре не продлился.

Когда весной 2015 года из ГПУ уволили самого Алексея Баганца, то одним из первых лишился своей должности именно Чибисов. 10 апреля 2015 года он уволился из Чернигова по собственному желанию. Как утверждают наши источники в прокуратуре, это было условие, чтобы не увольнять его из органов совсем. Правда, он был понижен в должности - переведен в прокуратуру Киевской области - на позицию начальника отдела по надзору за соблюдением законов органами налоговой милиции управления надзора за соблюдением законов в уголовных производствах.

Но когда генпрокурором стал соратник Баганца Юрий Луценко, карьера Чибисова вновь пошла в гору и он стал областным прокурором.

Еще один «скелет в шкафу» аккурат перед его назначением обнародовал «Наши гроши». Речь идет о том, что Чибисов заболел «болезнью Каська». То есть получил служебную квартиру площадью 84 м2 по улице Григория Ващенко,7 на Осокорках  (по данному адресу находится новостройка, которая была сдана в эксплуатацию в 2014 году). А позже приватизировал ее в обход закона, действуя по той же схеме, что и Каською

Свидетельство о праве собственности Чибисова на эти «квадраты» было выдано сектором приватизации государственного жилищного фонда Дарницкой райгосдаминистрации 24 декабря 2015 года, а информация о собственниках (совладельцами квартиры помимо Чибисова, являются также его сын и дочь - Тимур и Карина) внесена в реестр 19 февраля 2016 года.

А ведь по итогам 2013 и 2014 годов Чибисов не указывал в своей декларации о доходах ни жилья, ни транспорта. В то же время, на членов его семьи записана квартира общей площадью 40,4 м2 и земельный участок в 0,25 га. Оформил в свою собственность государственную кватиру Чибисов, когда занимал пост начальника отдела по надзору за соблюдением законов органами налоговой милиции управления надзора за соблюдением законов в уголовных производствах прокуратуры Киевской области.

Стремительная карьера вышгородского "Бонда"

6 июля на сайте Генеральной прокуратуры появилось сообщение, что бывший прокурор Киевской области Евгений Бондаренко был назначен прокурором Донецкой области. 13 июля он был представлен коллективу донецкой облпрокуратуры. Если предыдущие назначения были показательны с точки зрения кланового влияния на политику ГПУ, nо это назначение характеризует довольно странное отношение к подбору руководящих кадров в ведомстве. Замешанных в скандалах руководителей просто передвигают "по горизонтали".

Выходец из райцентра Вышгород, что под Киевом, Евгений Бондаренко согласно официальной биографии в 2003 году окончил Национальную академию внутренних дел.

После этого Евгений Бондаренко работал в Бориспольском городском управлении милиции, где дослужился до должности первого заместителя начальника – начальника следственного отделения:

В 2013 году Бондаренко закончил – Национальную академию госуправления при президенте Украины. На сайте вуза указано, что он учился на заочно-дистанционной форме обучения, и защитил магистерскую работу на тему "Роль прокуратуры в обеспечении законности в государственном управлении" по специальности "Государственное управление".

В 2015 году у Евгения Бондаренко началась "белая полоса" в виде блестящей прокурорской карьеры. Как сообщается на сайте Генпрокуратуры, 3 марта 2015 года Бондаренко назначили начальником  отдела Генпрокуратуры со сложным названием:

А уже через 3,5 месяца, 14 июня того же года Евгения Бондаренко назначили сразу на должность прокурора Киевской области:

Ранее "Страна" сообщала, что назначение Бондаренко (которого друзья называют "Бонд") состоялось всего за один день до вступления в силу нового Закона "О прокуратуре", которым предусмотрено конкурсное заполнении должностей в прокуратуре. Мы не нашли обоснований столь стремительному карьерному взлету.

С другой стороны, насколько обоснована такая высокая оценка профессиональных качеств бывшего милиционера?

Тайна гибели велосипедиста Стрижакова

В далеком 2006 году, тогда еще молодой следователь Бориспольского горотдела милиции Евгений Бондаренко, оказался в центре скандала, связанного с гибелью на бориспольской трассе велосипедиста Игоря Стрижакова. 25 марта 2006 года около 14.00 на 33-м километре трассы Киев – Борисполь он был сбит на смерть автомобилем "Шевроле Нива".

По странному стечению обстоятельств водителю удалось избежать ответственности, дело долго не возбуждалось.

Тело Игоря находилось в Бориспольском морге более 2-х суток, пока его не нашли там друзья. Лишь спустя несколько дней, следователи провели ряд мероприятий для восстановления картины происшествия. После чего следователь сообщил родным Игоря, что он, опираясь на заключения эксперта и показания свидетелей, не видит оснований для возбуждения уголовного дела.

Газета "Факты" в материале об этой трагедии сообщила, что следователем, который не возбудил уголовное дело, был именно будущий киевско-донецкий областной прокурор.

"Следователь Бориспольского горрайотдела милиции Евгений Бондаренко без малейших сомнений подготовил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое тут же подписали его руководители".

Через полгода после трагедии велосипедисты и байкеры устроили у Генпрокуратуры акцию протеста. Они держали в руках плакаты с надписями: "Требуем честного расследования", "Дело Игоря Стрижакова — в суд", "Генпрокуратура, возьми дело под контроль!":

27 марта 2007 года возле Генпрокуратуры снова прошла акция протеста, в которой приняли участия более тысячи велосипедистов и байкеров. Они снова обвинили правоохранителей в спуске дела "на тормозах".

В 2010 году, через 4 года после гибели Игоря Стрижакова, велосипедисты провели гонку его памяти. После этого сообщений о ходе расследования уголовного дела в СМИ больше не было.

 

 

 

Земельные вопросы прокурорской семьи

Согласно декларациям о доходах Евгения Бондаренко за 2014 и 2015 года, которые оказались в распоряжении "Страны", у него в собственности находится земельный участок площадью 10 соток. Благодаря Реестру прав на недвижимость мы определили место нахождения данного участка – это Сенькивский сельсовет Бориспольского района. Участок был получен для индивидуального садоводства в 2013 году:

Вот где расположен участок с этим кадастровым номером согласно кадастровой карте:

Территориально этот участок находится на берегу речки Красиловка на северо-восток от Борисполя:

А вот с земельной собственностью членов семьи Евгения Бондаренко не все так же прозрачно. Согласно декларации за 2014 год, у них было два участка площадью 18,5 и 13 соток:

В качестве членов семьи Бондаренко в 2014 году указал только жену:

А в 2015 году у Евгения Бондаренко изменились и состав семьи, и перечень ее земельной собственности. В декларации появилась дочка, участок 13 соток превратился в участок 12,3 сотки, и откуда-то появился еще один участок площадью в 10 соток:

Поскольку Генпрокуратура, которая по запросу  предоставила копии деклараций Бондаренко,  скрыла ФИО его жены в обеих декларациях, нам не удалось однозначно идентифицировать месторасположение этих участков.

Тем не менее, из неофициальных данных (копии декларации, опубликованной "Украинскими новостями"), нам удалось узнать, что супругу Евгения Бондаренко зовут Бондаренко Елена Григорьевна. В реестре недвижимости указан единственный человек с таким ФИО, который в 2015 году приобрел участок площадью 10 соток. Этот участок расположен в Бориспольском районе на территории Иванковского сельсовета:

Территориально участок с таким кадастровым номером находится на окраине Борисполя, возле трассы в сторону Бориспольского международного аэропорта и Иванкова:

Согласно данным сайта киевской недвижимости, цена участка поблизости с той же площадью составляет 747 тысяч гривен, что составляет 3 тысячи долларов за сотку:

Однако общие задекларированные доходы семьи Бондаренко за 2014 год составили всего 57 тысяч гривен, а за 2015 год – 378 тыс. гривен:

Как указано в реестре недвижимости, участок был куплен по договору купли-продажи 30 мая 2015 года. Следовательно, участок мог быть приобретен за доходы, полученные до этой даты. Понятно, что за первые 5-6 месяцев 2015 года семья Бондаренко наверняка заработала меньшую сумму, чем за весь 2015 год. Поэтому размер дохода за 201 5 год, который мог быть направлен на приобретение участка, составляет не 378 тысяч гривен, а значительно меньше.

В этой связи надеемся, что Генеральная прокуратура и НАБУ смогут разобраться в вопросе источника средств для приобретения семьей Бондаренко "золотого" участка на окраине Борисполя.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.