Выход Петра Порошенко к прессе стал главным событием недели. В последний раз президент давал пресс-конференцию в мае, и за это время к нему накопилось много вопросов.
"Страна" провела двухчасовую онлайн-трансляцию события. Мы рассказали о чем говорил президент по минутам.
Представляем десять главных выводов из сказанного Порошенко.
1. Порошенко использовал пресс-конференцию в первую очередь для озвучивания своих очередных пиар-ииницатив. Главная из них - это внесение в Конституцию норм о движении Украины в НАТО и ЕС. Понятно, что из-за этого интеграция в обе организации не ускорится и не станет более вероятной. Но главное не цель, а процесс, который в предвыборный год можно сделать главной фишкой кампании президента.
2. Порошенко ушел от прямого ответа на вопрос будет ли он баллотироваться в президенты на второй срок, но из его слов выходило, что да, будет. Также от отмахивался от постоянных напоминаний о том, что его рейтинги уступают Тимошенко. Мол, рейтинги для него это не главное. Но скептический настрой журналистов относительно своих перспектив остаться на посту президента он так и не развеял и к этой теме возвращались сразу несколько раз во время пресс-конференции.
3. Тимошенко несколько раз была объектом критики Порошенко. Хотя и безымянной. Например, он припомнил ей случай на Мюнхенской конференции. Мол, "пока я защищаю национальные интересы, другие делают селфи с российским послом". При этом Порошенко подтвердил информацию "Страны", что он встречался 5 февраля с Тимошенко. Обсуждали, по официальной версии, вопросы формирования ЦИК.
4. Порошенко отмел идею досрочных выборов Рады. Дав понять, что это не его идея. Как уже неоднократно писала "Страна", вариант роспуска парламента активно продвигает окружение Порошенко. Но сам президент по этому поводу еще не определился. Судя по его комментарию, на данный момент он эту тему педалировать не собирается. Хотя и не исключил, что в будущем ситуация может измениться. Судя по всему, идея досрочных выборов действительно используется Порошенко как "пугалка" для партнеров из "Народного фронта" и Гройсмана, чтоб те были сговорчивее. Согласно конспирологической версии, сама пресс-конференция была затеяна президентом, чтобы взять на испуг НФ и премьера и заставить их согласиться на объединение на условиях, выгодных Банковой (иначе, мол, на пресс-конференции объявит о роспуске Рады). К слову, как раз сегодня утром прошла информация, что все три стороны наконец-то договорились о распределении квот в новом политическом проекте. Правда, позже ее Гройсман опроверг. Причем на брифинге, который он вместе с Парубием весьма символично начали всего за 15 минут до пресс-конференции президента.
5. На большинство острых вопросов президент отвечал по принципу "а что тут такого, я все делал правильно". Например, именно так он ответил на вопрос про Мальдивы. Сказав, что вылетал по своему паспорту, а за отдых расплатился со своего карточного счета.
6. На другой вопрос - как чувствует себя президент-олигарх в нищей стране, стал доказывать, что его жизнь не сахар. И вообще, дескать, посмотрите как живут люди на Донбассе и не говорите, что у нас совсем все плохо.
7. Наиболее показателен на всей пресс-конференции был ответ Порошенко на вопрос о том, как государство намерено восстанавливать порядок в стране и бороться с незаконными военизированными формированиями, которые кошмарят украинцев под видом "патриотов" и активистов".
Из ответа стало ясно, что президенту эта ситуация тоже не нравится. Также как и не нравятся ему Нацдружины Билецкого. Но при этом он не сказал ни слова, как он с подобным явлением будет бороться. И вопрос, и ответ повисли в воздухе.
8. Обращает на себя внимание то, что Порошенко очень занервничал на вопросе про отношения с олигархами. Он начал отрицать все - и подписанное в Вене с Фирташем соглашение в 2014 году, и близкие отношения с Ахметовым. А когда вспоминал о Коломойском неожиданно стал апеллировать к 1+1 (телеканал принадлежит Коломойскому). "А что происходит с Коломойским тоже все видят. Не так ли 1+1?". При этом он добавил, что есть олигархические телеканалы, которые его "мочат".
9. Ответил президент и на вопрос о Медведчуке. Он назвал его эффективным переговорщиком, который благодаря своей коммуникации с Путиным решает вопрос обмена пленными.
10. Вопрос "Стране" так и не дали задать, хотя наш журналист Валерия Ивашкина активно просила слова. Мы хотели спросить у Петра Алексеевича о "нечуванной свободе слова", которую на себе смогли почувствовать украинские журналисты, включая "Страну".
Звучал наш вопрос так:
"За 2017 год было зафиксировано 90 случаев физической агрессии в отношении журналистов. И практически все из них оказались безнаказанными. Не найдены убийцы Шеремета. Радикалы блокируют NewsOne, а «неизвестные в форме» громят и захватывают редакцию «Вестей». Главред «Страны», после ареста и 5 сфабрикованных дел, был вынужден просить политического убежища в Евросоюзе. Депутаты прямым текстом угрожают журналистам судьбой Олеся Бузины, а расследования против власти приравниваются вашими соратниками к госизмене. В этой связи только один вопрос: это у нас уже все хорошо со свободой слова или будет еще лучше?".