Главная новость дня – пожар на военных складах в Черниговской области. Детонация боеприпасов заставила 20 тысяч жителей города Ичня и его предместий покинуть свои дома. Всего зона взрывов протянулась на 30 километров.
Это уже четвертый такой инцидент на военных арсеналах за последние годы.
Примечательно, что произошло ЧП через год после аналогичного в Калиновке Винницкой области. Эта цепочка загадочных взрывов рождает массу вопросов. И главный из них – о полной беспомощности и некомпетентности военного руководства страны. Которые почему-то особо сильно проявляются при рекордных за всю независимость тратах на оборону.
Кроме этой – лежащей на поверхности – проблемы есть и другие.
"Страна" выделяет пять главных вопросов о сегодняшних взрывах в Ичне.
Вопрос №1. Почему всё знали и не готовились?
О риске подрыва складов под Ичней говорилось еще в прошлом году – сразу после ЧП на военных складах в Калиновке. Тему тогда подняла вице-спикер Оксана Сыроид. Она заявила, что склады совершенно не защищены.
2 октября 2017 года на Согласительном совете фракций она отметила, что во время ее последнего визита в Черниговскую область жители города Ичня, рядом с которым находится склад боеприпасов, просили передать сообщение верховному главнокомандующему.
"Если он (главнокомандующий. – Прим. ред.) и дальше будет бездействовать и халатно относиться к своим полномочиям, они считают, что они будут следующими. Это несколько километров от населенных пунктов. Склады незащищенные, люди ходят туда собирать грибы ", – отметила Сыроид.
В Минобороны сегодня на брифинге заявили, что на самом деле готовились и успели за этот год вывезти из Ичнянского арсенала №6 половину боеприпасов, которые распределили по закрытым, бетонным хранилищам. Однако цифры эти не особо убеждают. Ведь заполненный под завязку арсенал раньше почему-то не детонировал. А стоило его наполовину опорожнить – как случилось ЧП.
Вопрос №2. Что именно взорвалось на складах?
С оглашением цифр по количеству боеприпасов под Ичней вышел казус.
На брифинге Минобороны журналистам отказались давать информацию, сколько тонн боеприпасов хранится в арсенале №6, ссылаясь на гостайну и попрекая журналистов чуть ли не в работе на иностранные разведки.
При этом ГосЧС спокойно опубликовало пресс-релиз, в котором заявило, что под Ичней хранится 88 тысяч тонн боеприпасов.
Потом "внес ясность" в этот вопрос глава комитета по безопасности и обороне Сергей Пашинский. "60 тысяч тонн в Ичне под открытым небом", – скалькулировал он количество боезапаса на складе №6.
Складывается впечатление, что власти Украины либо не знают, сколько снарядов рвется под Ичней, либо скрывают реальное положение дел. Вдобавок к тому совершенно не умея хранить режимную, закрытую информацию: пока Минобороны секретничает, остальные ведомства и спикеры спокойно раскрывают цифры, да еще и отличающиеся друг от друга на порядки.
При этом официально в МО заявили, что на рвущихся складах нет ни ракет, ни боеприпасов для РСЗО. Однако есть резоны усомниться в словах замначальника Генштаба Родиона Тимошенко, по утверждению которого, на складе больше стрелковое оружие и "элементы боеприпасов".
Во-первых, зона эвакуации с севера на юг составляет не менее 25, а то и 30 километров. Это означает, что разлет очень велик.
Во-вторых жители Ични публикуют в соцсетях фото, на которых виден снаряд, похожий на ракету от "Града".
О "Градах" на складе №6 писал и журналист Юрий Бутусов.
"Пожар на складе был обнаружен в 03.25 в хранилище реактивных снарядов "Град" 122 мм. Похоже на сценарий Калиновки. Стартовый двигатель ракеты – пожар – взрыв – разлет снарядов", – написал Бутусов.
По его данным, сейчас известно, что взорваны хранилища 120-мм минометных мин – весьма ценных "расходных" боеприпасов, 122-мм гаубичных снарядов, 125-мм танковых снарядов и 122-мм реактивных снарядов "Град".
О том, что в Ичне рвется дефицитный боезапас, пишет и нардеп Антон Геращенко, подчеркивая крайнюю серьезность ситуации:
"Трагедия в том, что Украина в очередной раз потеряет боеприпасы – запас, который стоит сотни миллионов долларов, и которые в Украине не производятся. Там сейчас взрываются дефицитные снаряды к 122-миллиметровым гаубицам, снаряды для реактивных систем "Град". Это то, что на Украине не производится", – сказал Геращенко в эфире одного из телеканалов.
Вопрос №3. Удар "Народным фронтом" по Порошенко
Помимо Антона Геращенко жесткую оценку дали и другие представители "Народного фронта", что напоминает целую кампанию, которую запустили "фронтовики" против руководства Минобороны, подконтрольного президенту.
Глава комитета Рады по обороне, представитель НФ Пашинский, заявил, что более года назад его комитет рекомендовал срочно выделить средства на специальные хранилища для боеприпасов на складе в Ичне Черниговской области, но это так и не было сделано.
По его словам, после взрывов арсеналов в Калиновке члены комитета совершили инспекционную поездку в третий по величине склад боеприпасов в Ичне Черниговской области.
"Тогда было рекомендовано срочно выделить средства, разработать соответствующие строительные проекты и переместить все боеприпасы в специальные бетонные хранилища", – заявил Пашинский, уточнив, что в Минобороны эти рекомендации были переданы.
Теперь он требует публичного отчета руководства министерства и Генштаба о ситуации.
А президент тем временем вел себя очень пассивно – только к вечеру гарант сподобился сделать заявление по поводу взрывов (хотя обычно он оперативно комментирует даже такие события, как День юриста).
Основной версией, о которой говорил Порошенко, ожидаемо была диверсия.
Однако даже это пояснение бьет по президенту. Так как получается, что его люди из руководства МО не могут организовать нормальную охрану складов, а его же люди из СБУ – поймать диверсантов (причем уже который раз).
И это не говоря уже о том, что многие в версию диверсии не верят, а считают это халатностью, либо, что еще хуже, – попыткой скрыть следы воровства.
Но в любом случае нынешние взрывы прямо ломают основную концепцию предвыборной кампании Порошенко, основанной на "победной триаде" – "Армия, язык, вера". И на тезисах о создании "могучих ВСУ".
"На Банковой кипиш, с пиарщиков, придумавших триаду "Армия – Вера – Мова", снимают премию после взрывов на складах в Ичне", – пишет политолог Кирилл Молчанов.
Картинку с тем же месседжем опубликовал журналист Александр Дубинский.
"Вся страна обвешана бордами Порошенко о сильной армии, являющейся залогом мира, – пишет у себя на ФБ политолог Дмитрий Корнейчук. – И одновременно происходит очередное резонансное ЧП на артиллерийских складах – взрывы арсенала в Ичне (Черниговская область). А ведь еще в сентябре 2017-го мы наблюдали, как взорвались склады боеприпасов в Калиновке (Винницкая область). А весной 2017-го грохотали склады в Балаклее (Харьковская область). И что мы видим в итоге? С одной стороны, президент Порошенко пытается имитировать из себя великого военоначальника и защитника страны от Путина. И с этим тезисом вновь намерен обманывать избирателя. С другой – один за другим при президенте Порошенко уничтожаются склады боеприпасов, нужных для фронта. Тем самым – ослабляя оборону страны".
Вопрос №4. Что стало причиной? Халатность, воровство или диверсия?
Вечером практически все украинские силовики синхронно заявили, что основная версия ЧП на складах – это диверсия.
Однако единственное уголовное дело, которое возбуждено на данный момент, – производство военной прокуратуры о небрежном отношении к служебным обязанностям. То бишь преступной халатности.
Тем не менее слова о диверсии звучали сегодня из Минобороны, Генпрокуратуры и комитета Рады по нацбезопасности. Главный аргумент – четыре взрыва с разных концов арсенала. Это, по версии военных, говорит о намеренном поджоге.
Таким образом, власть пошла по старой схеме – возложить ответственность на "русских диверсантов".
При этом в экспертных кругах широко рассматривают две другие версии. Первая – халатность. О ней же говорят и источники "Страны" в ВСУ. "На всех складах ситуация с хранением боеприпасов ужасная. И Ичня не исключение", – говорит источник.
Также в соцсетях получила широкое распространение версия, что взрывы стали попыткой скрыть воровство. Правда, доказательств ей практически не приводится.
Вопрос №5. Кого в итоге накажут?
Сомнения в "русском следе" взрывов порождает и анализ того, как шло расследование по предыдущим ЧП на складах.
Во-первых, ни в одном из случаев следствие даже и близко не подошло к неким доказательствам вражеской диверсии. Во-вторых, во всех случаях наказаны были исключительно стрелочники. Ни один высокопоставленный чиновник ответственность за аховое положение с безопасностью на складах не понес.
При том, что Ичня – это уже четвертый крупный взрыв арсеналов за последние годы. Проблема однозначно выглядит системной и демонстрирует полный крах управления тылом в стране.
А также показывает пропасть между яркими парадами и реальностью – которая сейчас ярко пылает в Ичне.
Не исключено, что по подобной схеме будут развиваться события и на этот раз.