Издание Financial Times в преддверии встречи украинского президента Владимира Зеленского с американским коллегой Дональдом Трампом рассказало заокеанским читателям, что именно происходит в Украине и настойчиво призвало лидера нашей страны отказаться от связей с олигархом Коломойским.
В публикации Ukraine’s new president faces a defining choice (Украинский президент стоит перед решающим выбором - Ред.), издание обращает внимание, что в последние две недели в Украине начали происходить тревожные события.
Миллиардер Игорь Коломойский, подозреваемый в том, что помог привести г-на Зеленского к власти, но пробывший почти два последних года в изгнании, громко вернулся в украинскую столицу.
Затем премьер-министр сообщил, что Киев готов к мировому соглашению по ПриватБанку, который находился у Коломойского в совместном владении, пока не был национализирован в 2016 году с предполагаемой дырой в 5,5 млрд долларов на счетах. Киев пытается вернуть миллиарды с помощью уголовных обвинений против бизнесмена.
Последний утверждает, что это дело было сфабриковано предыдущим правительством, чтобы захватить его ценный актив. Однако, сделка по возврату банка или снятию претензий к г-ну Коломойскому не только рискует поставить под угрозу будущее финансирование от МВФ и других западных партнеров, которые настаивали на национализации ПриватБанка для защиты финансовой стабильности. Это может подорвать и другие позитивные шаги правительства.
Сторонники Запада, жаждущие увидеть, как Украина, наконец, отказалась от своей клептократической модели, в значительной степени дали г-ну Зеленскому преимущество, даже несмотря на то, что телевизионный комик получил известность благодаря передачам на канале г-на Коломойского. Но они упустили из виду назначение президентом Андрея Богдана – адвоката Коломойского – своим руководителем аппарата.
Инвесторы приветствовали назначенного президентом 35-летнего премьер-министра – Алексея Гончарука. Он начал активную программу по легализации продаж сельхозугодий, приватизации государственных предприятий, либерализации рынка труда, противодействию рейдерству и усилению защиты собственности.
Однако 10 сентября в кабинете президента был заснят улыбающийся Коломойский с Зеленским и Богданом. А затем премьер-министр в интервью FT обмолвился, что Зеленский хочет "искать совместные решения" в отношении ПриватБанка, хотя позднее заявил, что его неправильно истолковали.
В Украине начали происходить и другие тревожные вещи. Полиция совершила налет на штаб-квартиру ПриватБанка и дом Валерии Гонтаревой, экс-главы центрального банка, который в последние годы руководил очисткой банковского сектора Украины, включая национализацию банка Коломойского.
В прошлый вторник дача Гонтаревой под Киевом сгорела в результате явного поджога. Коломойский настаивает на том, что не он стоит за этими инцидентами. Впрочем, кто бы ни был ответственен за это, они олицетворяют возвращение к темным путям Украины 20 лет назад – а это полная противоположность той картинке, которое страна хочет собой представлять.
Особенно сейчас, когда г-н Зеленский был втянут в международный резонанс из-за сообщений о том, что президент США Дональд Трамп попросил его провести расследование в отношении сына бывшего вице-президента США Джо Байдена.
Последнее, что ему сейчас нужно, это крупный внутренний скандал. Любое урегулирование вопроса ПриватБанка должно предусматривать максимальное восстановление активов у его бывших владельцев и должно быть согласовано с МВФ.
Президент стоит перед определяющим выбором. Многие украинцы считают, что его предшественник, миллиардер Петр Порошенко, не смог сбросить с себя мантию олигарха и стать настоящим государственным реформатором государственным деятелем. Г-н Зеленский должен решить, хочет ли он быть "слугой народа" (в соответствии с названием выведшего его в президенты сериала и его партии) или слугой олигархов.
Ранее сообщалось, что во вторник утром начнется рассмотрение иска Коломойского о возврате ему акций ПриватБанка.
Также мы писали, что экс-посол США предупредил Зеленского об опасности уступок Коломойскому.