Сегодня в Киеве проходит первая большая пресс-конференция Владимира Зеленского. В течение целого дня он будет отвечать на вопросы журналистов. Правда, в не самом обычном формате - представителей СМИ будут запускать к гаранту небольшими группами.
Президента прятали от прессы более девяти месяцев - с момента его вступления в предвыборную гонку 1 января. Зе, конечно, общался с журналистами - раздавал интервью и проводил короткие брифинги. Однако все ждали от него "большого формата".
Ближайшей датой должны были стать первые 100 дней президентства. Однако Зеленский предпочел вместо этого дать постановочное телеинтервью актеру из сериала "Слуга народа". То есть по сути отказался общаться с прессой.
Однако на данный момент у Зе первый кризис власти: против него идет националистический майдан, который пытается сорвать урегулирование на Донбассе. В этих условиях президенту, видимо, и нужна мощная информационная поддержка.
"Страна" ведет онлайн-репортаж с пресс-марафона Зеленского.
Прямой эфир
00:10 Пресс-марафон Зелинского завершен. Он продолжался 14 часов - с 10 утра до полуночи - с учетом небольших перерывов между группами журналистов.
В конце беседы президента с представителями СМИ он озвучил большой монолог о том, почему украинцы так любили Крым: "потому что он наш", "мы любили эти горы и чебуреки", "любили ходить и говорить, когда же тут будут дороги".
"Я купил там квартиру и завез туда плитку (кафель). "Повезло" - в 2013 году купил. Но я не успел ничего сделать", - сказал Зеленский.
"Страна" уже сделала главные выводы из первой пресс-конференции Зеленского - читайте их в отдельном материале.
23:57 Вопрос: "Когда будет назначен посол Украины в США? Кто это будет и когда?"
Ответ: "Человек определен. Он хорошо знает США. Назначение будет в ближайшее время".
23:50 Вопрос: "Какие именно украинские каналы вы хотели, чтобы показали в Беларуси?"
Ответ Зе: "Хочу, чтобы у людей, которые живут в Беларуси, не было информационного вакуума. Мне все равно, какие каналы. У меня была осторожная идея: давайте один канал, мы соберем лучший продукт на дин канал. А Лукашенко сказал: да, это будет прикольно. Я хотел, чтобы это был развлекательный канал, но и политика тоже".
23:35 Вопрос о посадке Порошенко: "Во время дебатов на стадионе вы сказали: я - не ваш оппонент, а приговор. Это была метафора?"
Зеленский: "Думаю, как вам ответить. Ответ я знаю. Думаю о последствиях моего ответа. Давайте так: все, кто виноваты, должны ответить по закону".
23:31 Вопрос: "У нас народ делится на тех, кто бедный и прибедняется - краски зеленой не хватает. Последовательным движением должна быть победа на местных выборах, децентрализация. Ваши стратегические акценты?"
Ответ: "Досрочные выборы сейчас провести невозможно. Стратегически: надо спокойно провести местные выборы, говорить с людьми. Вот и вся стратегия".
23:20 Вопрос: "Рассматриваете ли вы возможность сделать шаги первым к России: восстановление авиасообщения, отмена ограничений на въезд для россиян?"
Ответ: "Я Путину всегда и звонил первым. С меня корона не упадет, тем более, у меня ее нет. Мне кажется, что стороны должны за стол переговоров... Авиасообщение: я считал странным, что поезда ходят, а самолеты не летают. У нас компании банкротятся. Конечно, там невыгодно отсутствие авиасообщения, но наши люди должны этого хотеть. Нужно встречаться, заканчивать войну".
23:12 Журналист "Страны" написала топ-10 самых популярных фраз Зе:
1."Нічого про це не чув".
2. "Буду розбиратись".
3. "Це питання не до мене, а до мера".
4. "У меня нет полномочий".
5. "Я не можу прийняти 40 мільйонів людей".
6. "Я - хороший президент".
7. "Я не слідкую за цією інформацією. У мене дуже багато проблем. Ви хочете, щоб я зробив що"?
8. "К вам сейчас Кирилл подойдёт".
9. "Мы готовим законопроект, там все это будет учтено".
10. "Так, а где мой блокнот? Я сейчас все запишу".
23:09 Вопрос: "Вы готовили, не надо ослаблять вас акцией протеста. А разве можно ослаблять мирной акцией?"
Ответ: "Одна из договоренностей - мы принимаем текст формулы Штайнмайера. А какую территорию мы сдали? О какой зраде вы говорите? Я хочу решать вопросы. Когда я люблю моего ребенка, я ему прощаю все, это же свое родное. Так я же - это тоже ваше родное. Я не президент России и США. Если вы будете видеть в моих действий зраду... Я разве кого-то разгонял?"
23:01 Вопрос о Мотор Сичи: "Готова ли Украина рискнуть отношениями с США и передать предприятие Китаю?"
Ответ Зеленского: "Представители Китайской народной республики купили акции. А в Украине люди лоббировали эту сделку. Сейчас Антимонопольный комитет выясняет, были ли связаны эти люди. Проблема есть с этим бизнес-кейсом. Насколько я знаю, СНБО вывело это предприятие из списка стратегических. То есть кто-то его вывел, кто-то лоббировал продажу, кто разрешил продажу - может, там все чисто, а, может, и нет.
Есть история, но это пока без доказательств, что на территории страны строился похожий завод, а наш персонал с частью документов хотят перевезти. А что тогда будет с нашим заводом? Вопросов очень много. Я знаю, что и АМКУ, и Абромавичус изучают этот вопрос. Наш приоритет, чтобы у нас осталось предприятие. Вопрос: кто хотел распилить предприятие, и решить вопрос с китайскими партнерами. У китайцев же кредитные деньги, они брали взаймы у государства.
Еще есть информация, что и документы другого нашего предприятия могли перейти. Кому эти бумаги могут перейти? Это вопрос безопасности".
22:58 Вопрос про Укрпочту - о том, что они сокращают отделения из-за недофинансирования. "Я не знаю, кто будет руководить Укрпочтой, но это совсем не мой вопрос. Если там какая-то серьезная проблема... С кем мне говорить? А почему мы не говорим о других способах доставки печатных СМИ? Я понял, подниму вопрос".
22:52 "Я слышал слова, которые кричали про Путина. Сейчас слышу такие слова на "Нет капитуляции". Меня еще никто не называл словами из пяти букв на "х" начинает на "ло" кончается... Если хотите меня так назвать, то скажите это 73% граждан, которые за меня проголосовали. Думаю, большинство людей, которые пришли... У них не было коммуникации со мной. Они не понимали смысл формулы Штайнмайера. А о том, как комментировал это Богдан - думаю, вы можете поговорите об этом с Богданом. Я тоже хочу извинений от людей, которые кричали в мой адрес слова "ху" и "ло", - сказал Зеленский, отвечая на вопрос о том, как Богдан прокомментировал митинг.
"Буду ли я увольнять за это Богдана? Богдан - часть команды", - отметил президент.
22:25 Вопрос о кнопкодавстве: "Мы зафиксировали факты кнопкодавства. Но депутаты от "Слуги народа" сказали, что заключенный меморандум о сложении полномочий в случае кнопкодавства не имеет юридической силы, поэтому они не будут сдавать мандаты"
Ответ Зе: "Я думаю, что меморандум действительно не имеет силы. Но эти люди плакали, просили прощения. Думаю, один раз можно простить. Если я скажу им уйти, они уйдут в другую фракцию..."
22:20 Вопрос о деле Катерины Гандзюк.
"Это дело новый генеральный прокурор тоже изучает. Закон об очищении прокуратуры только приняли. Мы должны иметь терпение".
22:18 Вопрос: "Не считаете ли вы, что США и Россия могут заключить договоренности, которые навредят Украине?"
Ответ Зе: "Президент США мне сказал, что в отношении Крыма и Донбасса он 100% на нашей стороне. Но это жизнь. Если есть какие-то переговоры между США и Россией об Украине без Украины - это плохо, плохой сигнал".
22:07 Вопрос от NewsOne о свободе слове: "Ваша фракция инициировала создание временной следственной комиссии. Есть информация, что Богдан влияет на суды, чтобы лишить нас лицензии. Почему новая власть в вашем лице хочет нас закрыть? Нацсовет вынес предупреждение за мнение наших гостей в прямом эфире. Вы, например, как президент... Мы ожидали вашей реакции. Мы передавали вам письмо. Мы сейчас транслируем все это в прямом эфире. Выходит, мы должны нести ответственность за те ваши обещания, которые не будут выполнены?"
Ответ Зе: "Давайте не усложнять наш диалог. Я не влияю на решение Нацсовета".
Журналист: "Но срок их каденции продлили, это наталкивает на мысль..."
Зеленский: "По поводу 112 мы говорили - это вопрос лицензии, это не политический вопрос. Участвуйте в конкурсе - продлевайте лицензию. А NewsOne, насколько мне известно, еще никто не закрыл. Давайте я выясню по этом вопросу. А что поводу ZIK? Я знаю, что собственник всех каналов - Медведчук. Что с ZIK?"
Журналист: "По ZIK тоже будет решать вопрос комиссия. Почему именно ваша фракция инициировала создание комиссии?"
Зеленский: "Там, кстати, глава комитета по свободе слова Нестор Шуфрич... Я вас услышал, я узнаю о временной следственной комиссии".
21:56 Очередной вопрос о разговоре Зеленского с Трампом: "Чего, по вашему мнению, Франция недостаточно делает, о чем вы сказали Трампу?"
Ответ Зе: "Было несколько шагов: ПАСЕ, Северный поток-2 и привлечение России в G8 - это были сигналы от Эммануэля Макрона. Я передал по всем каналам эти месседжи. Но я хотел бы за нормадским столом видеть большую поддержку Фракции украинской стороны. Я всегда думал, что мы - приоритет. И с таким настроением я говорил с президентом США. Я говорил то, что думал, и хотел, чтобы меня услышали".
21:48 Вопрос о украинских трудовых мигрантах в России: "Многие украинцы ездят в Россию за заработки, на туризм..."
Ответ: "Я думаю, если люди едут в Россию работать, то виноваты мы. Если нет альтернативы, то человек что-то ищет. Еще, думаю, у людей там есть родственники. Единственный плюс, который я вижу: они там спорят, говорят, что Крым наш. Далее вопрос морали: человек может поехать в другую страну. Но едет в Россию. Это их моральные качества. А если завтра вы будете за решеткой, нам придется вас возвращать, потому что вы - граждане Украины. Если у человека нет выбора и он туда едет - окей. Если есть выбор, но человек туда едет - так он подставляет Украину".
21:25 Вопрос, касающийся убийства Гонгадзе: "Каждый новый президент находит общий яызк с Кучмой и Пинчуком. Пукач уже может выйти на свободу скоро. Кучма от вашего имени подписывает документы в Минске. Вы хотели новых лиц. Хотите ли вы найти заказчиков и закрыть дело Гонгадзе?"
Второй вопрос: "Как вы думаете, если сейчас спросить сотню человек на передовой, как они относятся к разведению войск. Как бы они проголосовали за вас?"
Ответ Зе: "Разведение сил сформулировано в Минске. Понимают все, что происходит. Они [военные] готовятся и отводят. Я знаю их отношению. Мы приняли текст формулы Штайнмайера. Господин Кучма в этом деле... Вы говорите, что я с удовольствием общаюсь с Пинчуком. Скажите, в этом деле Гонгадзе фигурирует Пинчук?"
Журналист: "Нет".
Зеленский: "Мне это достаточно. Я хотел бы закрыть дело Гонгадзе, но я не знаю, на каком этапе дело. Я не занимаюсь всеми уголовными делами. По Шеремету я видел конец. Тут - нет. Если же массово убивают журналистов... Если делу 20 лет... Это позор".
21:16 Вопрос о том, что все русскоязычные школы перейдут на украинский.
Ответ Зе: "Я не знаю, что имела ввиду министр. Она со мной не советовалась. Вопрос языка и образования всегда качают общество. Мне интересно выяснить этот вопрос".
21:12 Вопрос о разделении полномочий мэра Киева и главы КГГА.
Ответ Зе: "Потому что не могут быть все полномочия у одного человека. Почему так быстро [приняли закон о столице]? Я могу его не подписывать. Проголосовали - уже хорошо. К чему это приведет? Что касается отношений мэра и депутатов, которые есть в горсовете, - их нет этих отношений, и не из-за нас. Из-за групп влияния. Звучит фамилия господина Столара. Все эти проблемы, которые надо решать. Хотели бы мы сейчас провести выборы во всех городах? Да, даже не имея кандидатов. Есть ли большие шансы у Кличко победить? Думаю, да".
21:08 У Зеленского спросили, сделал ли он выбор: хороший отец или хороший президент?
Ответ: "Да, я хороший президент".
Вопрос был задан в контексте того, Владимиру Зеленскому журналист хотел задать вопрос о формуле Штайнмайера на днях, но президент якобы ответил, что он торопится домой к детям.
"Может, я ошибаюсь... Но всегда у людей, у которых есть дети, не стоит такой вопрос. Дети - это не выбор. Это главная и единственная функция человечества. Я не хотел бы выбирать, хороший я президент или семьянин. А если выбирать, то без этого уважаемого журналиста. Мои главные полномочия - я президент. Но такой выбор никогда так не делается. Это вопрос на уровне: курица или яйцо".
21:05 Вопрос: "Насколько реально проведение саммита в нормадском формате до конца года?"
Ответ Зе: "Я думаю, что мы получим дату на следующей неделе. Я думаю, что саммит будет в этом году, в ноябре".
21:00 Следующий комментарий турецкого журналиста: "Много турков хотят получения гражданство украинцев".
Ответ Зе: "Речь шла об упрощении получении гражданства для этических украинцев. Много граждан Турции - этические крымские татары. Они смогут быть гражданами двух стран".
20:57 Зеленский сказал, что нет смысла проводить референдум по открытию рынка земли в Украине.
20:50 "Автономия - это и есть отделение Донбасса. Я не готов давать Донбассу статус автономии", - ответил Зеленский на следующий вопрос журналиста.
Он добавил: "Там должна быть украинская полиция, ОБСЕ, на украинско-россиской границе должны стоять миротворцы - так я это вижу. Потому что сложная ситуация".
20:43 Граждане пришли на фуд-корт. Стали требовать требовать выполнения программы "Доступное жилье".
"Мы в КГГА обращаемся постоянно, к Гончаруку обращались. Мы уже дважды записывались к Богдану, но нас ни разу не пригласили. У нас коллективное обращение", - выступила женщина.
Зеленский: "Это не полномочия Богдана. Сейчас к вам подойдет Кирилл Тимошенко, возьмет у вас бумаги".
Мужчина с первого этажа стал кричать: "Дайте 10 минут, я решу все проблемы!"
Зеленский: "Мы вас услышали. Вы десять раз кричали: "Государственная афера "Доступное жилье". Вы в этой проблеме. Скажите мне, куда звонить".
Затем президент вернулся к ответу на вопросы СМИ.
20:41 Вопрос: "Когда в Украине запретят целлофановые пакеты и пластик?"
Ответ Зе: "Одним из первых законопроектов мы хотели это сделать. Мы поднимем этот вопрос".
20:34 Вопрос: "Украинская делегация покинула ПАСЕ после возвращения российской делегации. Ваше отношение?"
Ответ Зе: "Правильно сделали. Сейчас формируется новый состав нашей делегации, но будет ли она принимать участие в заседаниях в ближайшее время, решается".
20:19 Вопрос: "Сегодня с балкона вы выкрикнули, что держите на контроле дело Павла Шеремета. Почему оно до сих пор засекречено? И чем так незаменим Аваков?"
Ответ Зе: "Если я расскажу по делу Шеремета, я сорву спецоперацию. Как можно больше коммуницировать, если я вам говорю, что нужно немного подождать. Если до определенного срока не будет итогов, то будут увольнения".
Уточняющий вопрос: "До какого срока?"
Ответ: "Не знаю".
20:12 У Зеленского спросили, эффективно ли тратить столько времени на пресс-конференцию - целый день?
"Я готов удовлетворить, но я не готов каждый день удовлетворять. Для меня важна эта встреча тоже".
20:07 Вопрос: "Сколько стоит молоко? Карьера Бориса Джонсона из-за этого пошатнулась. Он не знал ответа".
Зеленский цены на молоко тоже не знает.
Ответ: "Я не люблю молоко. У нас в семье никто не пьет молоко. Хлеб стоит от 15 до 24. Я покупаю за 25-30 гривен. Я хожу в "Гудвайн". Могу купить воду, вино, сыр. Килограмм сыра, который я люблю, стоит 58 гривен. Ожидать, что моя карьера, как у Бориса Джонсона, пошатнется из-за вопроса о цене на молоко вам ждать не стоит".
19:59 Вопрос: "Какая целесообразность назначения нового состава ЦИК?"
Ответ: "А кто назначает людей из ЦИК? Я не знаю этих людей. Троих людей принес Стефанчук... Мы сказали людям, что перезагрузим все органы власти. Я не хочу, чтобы президент бывший ушел, а всё осталось, вот и все. Я имею по закону это право".
Позже Зеленский дополнил, что еще одна из причин - предыдущий ЦИК не хотел проводить местные выборы.
19:53 Вопрос: "Каким медиа вы доверяете?"
Ответ Зе: "Я бегаю, смотрю с утра по сторонам. Если люди в Киеве улыбаются, тогда все хорошо. Люди - СМИ №1. Я читаю большинство новостях каналов, которые вы знаете. Я читаю фейсбук. Я знаю, что такое Вести, что такое Страна.юа, Детектор медиа, НВ. Я знаю ваше отношение ко мне. Знаю Корреспондент. Я трачу на это два часа вечером после работы. Я очень плохо сплю - где-то с 4 до 5.30 утра, и все".
19:48 Вопрос: "Есть ли дорожная карта по деолигархизации медиа?"
Ответ: "Мы ждем, пока сформируется министерство Бородянского. У нас все каналы, у которых сегодня есть покрытие... мы знаем всех собственников. Должен быть закон, который есть регулятором. Чтобы Нацсовет руководил этим законом, отзывал лицензии. Нужно встретиться со всеми олигархами, как бы нам ни хотелось, и сказать: больше влиять на политику нельзя. Я уверен, что я смогу с ними договориться, если меня не будут толкать со всех сторон".
19:40 Зеленскому сделали укол, чтобы он не потерял голос и мог отвечать на пресс-марафоне.
19:30 Важный идеологический вопрос.
"Министр Бородянский говорит, что закон о языке, который был принят перед выбором, его устраивает. Что будет с законом о языке? Что будет с Институтом национальной памяти? Будет ли 8 марта?"
Ответ: "Моя идеология одна - все, что может раскалывать страну, - на это надо реагировать. Вы помните, что с языкового вопроса начался раскол Донбасса. Зачем вы поднимаете за этим столом этот вопрос?"
Журналист: "Потому что людей это беспокоит".
Зе: "А, может, чтобы успокоиться, надо войну остановить? Второй вопрос - поднять экономику. Все остальное - не пустое, но в воюющей стране не первоочередное. Я таким людям говорю: слушайте, ну не сегодня. Это мой ответ, и все".
19:19 Вопрос о Хорошковском: "Вы говорите, что хотите, чтобы вернусь украинцы, но возвращаются олигархи, в частности, Валерий Хорошковский. Почему тогда он заходит в Офис президента, а не здесь, на фудкорте?".
Ответ: "Кстати, украинцы стали возвращаться. Интересная статистика, я бы показал, но у меня сел телефон... Мы с Пристайко уже почти проработали механизм, как этническим украинцам стать частично украинцами при условиями, что они останутся и гражданами своих стран. Но чтобы они и налоги тут оплачивали".
"Касательно Хорошковского. С ним я действительно встречался. Я не помню, почему не было фотоотчета. Вон с Коломойским был фототчет... Кстати, господин Хорошковский на протяжении пяти лет приезжал в Украину. Я не хочу в целом вам о нем говорить, потому что к нему был очень серьезный вопрос. И этот вопрос мы обсуждали тет-а-тет. Нет, никакой публичной должности для него не будет. И он не влияет на мою команду. И со временем вы узнаете, когда будут результаты нашей встречи. Нет, Хорошковский не будет фигурировать российское направление. Встреча была личная", - отметил Владимир Зеленский.
19:16 Вопрос: "Будут ли расти тарифы?"
Ответ Зе: "МВФ требует рыночные цены, хотя с лета они дешевели. Если мы договоримся, что цены будут рыночные, надо, что процент их доходов, которые они тратят на услуги ЖКХ, был меньше. Должен увеличиться прожиточный минимум, стал реальным. Не хочу обещать, но около 4300 гривен при сегодняшнем курсе. Я могу только сказать, что мы будет сокращать процент. Это я могу гарантировать. Но сейчас мы работаем в целом над разными вещами и вы увидите, что тарифы уменьшатся".
19:14 Очередная группа журналистов пришла задавать вопросы. Президенту принесли пиццу, он ужинает прямо в аде беседы.
18:57 У Зеленского спросили, просили его американцы, в частности, министр энергетики США Рик Пэрии, уволить Коболева.
Ответ Зе: "Нет".
18:49 "Фигурантом какого количества скандалов с шампанским должен стать глава вашего Офиса Богдан, чтобы вы его уволили?"
Ответ Зе: "Нам с вами надо определиться, по какому принципу мы увольняем людей. Опыт, профессионализм... Или то, что он делает в свободное время. Да, это вредит моему имиджу. Но он член нашей команды. Как он отдыхает - это его вопрос, потому что в первую очередь это его имидж. Есть много светлых людей с классным имиджем, они стали губернаторами, но пока я не могу добиться от них результата. Мне нужны профессиональные люди, которые не нарушают законодательство. Сейчас сложный период. Ему - Богдану - очень сложно. Будто он решает дела Коломойского. Доказательств не было и нет. Но Богдан загрязнен этим вопросом. Когда я сейчас решаю, кого брать на работу, я хочу, чтобы этот человек знал свою работу и выполнял ее. Мне сейчас так нужен результат. Нас раздирают все - на войне, внутри, люди боятся лишиться своих корон. Нет идеальных людей в моей команде. Но все, кто есть - все мои".
Также Зеленский сказал, что Свинарчуки не стали Гладковскими и "вы о них скоро услышите".
18:46 Зеленский подтвердил, что есть угроза срыва отопительного сезона в отдельных областях, в том числе во Львовской. "Я знаю, и я этим занимаюсь", - добавил президент.
18:43 Главный редактор "Страны" Игорь Гужва рассказал, когда вернется в Украину, после того как тема его приезда на родину была поднята на пресс-марафоне президента Владимира Зеленского.
Игорь Гужва отметил, что сможет вернуться после закрытия сфабрикованных против него дел.
"Много вопросов сегодня задают по поводу моего возвращения в феврале, как сегодня было сказано во время пресс-конференции президента. Хочу ещё раз повторить - мое возвращение в Украину возможно после закрытия сфабрикованных против меня при Порошенко уголовных дел", - написал главред сайта.
На пресс-конференции Зеленский сказал, что не следил за делом журналиста. Однако, по словам редактора "Страны", у президента в команде есть люди, которые могут дать ему всю информацию по этому делу.
О том, как фабриковалось уголовное дела против Игоря Гужвы, "Стране" подробно рассказал экс-нардеп Игорь Мосийчук.
18:39 "Порошенко продолжает жить тем, будто он сейчас президент. [У него] большая психологическая травма. Он много раз хотел со мной встретиться, а я хочу понять, что он в диалоге. Но ответ я услышал, что он обвинил нас, меня - и ни за что не хочет нести ответственность. Я принял Украину со всем тем, что было. Готов отвечать", - сказал Владимир Зеленский в ходе беседы с представителями СМИ.
18:25 Пресс-конференция Зелинского побила мировой рекорд по продолжительности. По крайней мере, там было сказано в ходе пресс-марафона.
"У нас мировой рекорд!" - сообщила Юлия Мендель.
"Уже сейчас пресс-конференция длится больше восьми часов, побит рекорд не буду говорить чей, превышен уже на 45 минут", - сказал представить Национальной книги рекордов и вручил Зеленскому диплом.
18:21 Вопрос об уходе Зелинского с должности, если он нарушит законы.
"Если это касается проезда [автомобиля] на красный свет, то нет. Если нарушение закона - да, и моей команды это тоже касается, конечно", - ответил президент.
18:16 Вопрос о Портнове: "Почему он вернулся, когда вы победили?"
Ответ: "Портнов не имеет никакого отношения к нашей власти. Консультировался ли кто-то из Офиса с ним - не знаю. Портнов - самостоятельный человек. Мог ли он вернуться? Я спрашивал об этом у журналистов. Если мог, то он свободный человек. Связано ли это с моей победой? Не знаю. Я слежу за его деятельностью, в ГБР там".
Уточняющий вопрос: "Некоторые ваши заявления [в отношении люстрации] с Портовым совпадают".
Ответ Зе: "Я не работаю ничьей калькой. По люстрации дело сложное. Люстрировали многих правильно. А некоторые просто работали в то время. Там были люди, которые были честными - из 400 тысяч людей. Я уверен, чтобы были нормальными (я не про Портнова сейчас говорю)".
18:14 "Как вы относитесь к декриминализации каннабиса?"
Ответ Зе: "Мы сможем этим заниматься, если мы будем понимать, что речь идет о медицинском использовании. У нас сейчас достаточно проблем, чтобы сейчас говорили, что мы всем разрешили наркотики. Этот законопроект - не приоритет. Мы не выписали риски. Мы еще не готовы. Мы наоборот боремся с наркотиками. Если у нас не будет высокого уровня наркомании. Если мы это победим и все будет чисто, мы сможем вернуться к рассмотрению, если у общества будет такой вопрос".
18:07 "Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с президентом Лукашенко?"
Ответ Зе: "Когда я не был президентом, я ездил по Украине, с концертами, критиковал власть. Сейчас у меня есть полномочия увольнять. Мне в целом не нравятся сравнения меня с кем-либо. Я считаю, что я личность. Я воспринимаю только сравнение, что я похож на своего отца".
18:03 Вопрос о Крыме: "Вы сказали, что формулы Штайнмайера по Крыму нет. Если у вас как президента нет формулы, почему бы вас не наделить татар автономией? Почему бы вам не сформировать крымское правительство в изгнании?"
Ответ Зе: "Я встречался с Джемилевым и Чубаровым. Они сказали, что у них есть предложения по законопроектам и они обещали их принести. И мы сможем их обсуждать. Это очень серьезный вопрос. Я считаю, что это путь поддержки крымских татар, но я не уверен, что это поможет деоккупации".
17:47 Вопрос: "Интервью в Тесле вы заканчивали словами, что хотите войти в историю. После разговора с Трапом точно войдете. Наверняка, Голливуд будет искать героя. Может, вы сами себя сыграете?"
Ответ Зе: "То есть вы решили, что через пять лет я уже не буду в политике? Нет, я не хочу таким образом войти в историю. Вопрос не в том, чтобы тебя снимали кино, а какое это будет кино. Пока я больше горжусь возвращением наших парней, чем разговором с Трампом. Круто, когда твои дети будут жить в Украине, а к ним будут подходить на улице и говорить, что вот такое твой отец хорошее сделал".
Журналист: "Так кто бы вас сыграл?"
Зе: "Том Круз с каждым годом все моложе и моложе".
17:42 "Почему вы игнорируете российскую передачу "60 минут"?
Ответ Зе: "Ааа... Это Скабеева. У нас разные позиции, поэтому какой может быть диалог?!"
17:40 Вопрос касается Анатолия Матроса, бывшего военного прокурора. Журналистка располагает информацией, что он активно участвовал в коррупционных схемах.
"Матрос консультирует Баканова? Если вы мне покажете доказательства, я уволю Баканова. Не знаю списка дел, в которых фигурировал Матиос. Если у вас есть свидетельства - хоть завтра, чтобы расследовать дела коррпционеров из прошлой власти".
17:37 Вопрос: "Обсуждаете ли вы на совещаниях с силовиками мэров, в частности, Филатова?"
Ответ Зе: "Всем силовикам я говорю: акцент на порядке в городах. Там все нормально?"
Журналист: "Создается впечатление, что люди хотят выслужиться".
Зе: "Если это на пользу, пусть выслуживаются. Мэры хотят остаться на местах. Тот же Филатов. Но не ему решать, а днепропетровцам".
17:34 У президента спросили, кого из Зе-команды он видел бы мэром Одессы.
"Мне нравится Андросов, но он не хочет в политику. Андросов, может подумаешь? Пусть люди к нему сейчас иду и говорят: президент тебя поддерживает", - смеется Зеленский.
Также уточнили, как он относится к Алексею Леонову. "Да, знаю!"
17:29 У Зе спросили, планируется ли разработка помощи для тех, кто освобожден из плена. Через него, по данным журналистки, прошли около трех тысяч человек.
"Планируем, хотим", - отметил президент.
Владимир Зеленский добавил: "Там [в "ЛДНР] больше, чем 323 человека. Я не знаю, сколько там живых. Мы готовили список всех на всех зафиксированных. Есть и другой список - часть граждан россияне, а часть - на территории РФ находятся. Несмотря на нормадский формат, я поднимаю этот вопрос: давайте двигаться дальше, давайте параллельно идти. Я не знаю, но думаю, что без встречи в нормадском формате [следующий обмен вряд ли состоится]".
17:24 Вопрос: "Какими документами Украина может обязать выйти их войска с Донбасса?"
Ответ: "Все ответы закреплены в Минских договоренностях. Там есть шаги, выход всех военных формирований - и все это до выборов. Единственное там записано: сначала выборы - потом граница под контролем Украины. Мы будем проводить политику, чтобы совсем по-другому это решать".
Также Зеленский сказал, что у него есть план "Б", но пока он не хочет о нем говорить.
17:19 Вопрос о шпионаже - журналист отметила, что украинцы, завербованные российскими спецслужбами, по ее информации, передают информацию ФСБ в Гомеле и Минске.
"Это вопрос к Беларуси, к руководству Беларуси. Я хотел, чтобы наши отношения, а они сейчас не только геополитические, [были хорошие]. И президент Лукашенко сказал, что российских военных там не будет", - ответил Зе.
17:15 Следующий польский журналист спросил о будущем главе Институте национальной памяти. Говорит, что в Польше не очень хорошо воспринимали Владимира Вятровича.
"Я не очень хочу комментировать Вятровича, он не из нашей команды. Кто следующий? Это очень важный вопрос. Но у нас сейчас отопительный сезон, газовый вопрос. Этот вопрос тоже в приоритете, но нужно немного дать времени", - ответил президент Украины.
Зе также сказал, что будет рад почтить память поляков на украинской границе и что там возможно сделать мемориал.
17:11 Польский журналист спрашивает, какой у Украины главный партнер в Европе. Зеленский сказал, что с Польшей у страны хорошие отношения - очень нормальные. Он поблагодарил за то, что Польша защищает права украинских трудовых мигрантов, но сказал, что хочет, что все украинцы вернулись домой.
"Очень много стран Европы круто к нам настроены: Дания, Эстония, Финляндия, Прибалтика... Все знают, что мы хотим евроинтегрироваться. Я поддерживаю тот курс. Это дорога с двухсторонним движением. Да, есть страны Европы, которые нас не видят в ЕС. Поэтому я хотел, чтобы у нас со всеми наладились отношения", - сказал Зе.
17:08 "31 декабря заканчивается закон об особом статусе Донбасса. Надо решать: мы принимает новый закон и выполняем формулу Штайнмайера или не принимаем и выходим из минского процесса, это автоматически. Тогда мы с вами можем остаться один на один с Российской Федерацией", - сказал Зеленский, вновь отвечая на вопрос по поводу мирного процесса.
17:05 Оплачивает сегодняшний фуршет Госуправление делами при президенте Украины.
17:00 Снова поднимают тему обиды Европы после публикации разговора Зе и Трампа. "Мы нашли взаимопонимание с канцлером Германии Ангелой Меркель. Мне не стыдно ни за одно слово, что я сказал".
16:30 У президента спросили, почему дело Стерненко передали в СБУ.
Зе: "По Стерненко. Не знаю, что генеральный прокурор передал это дело. СБУ не будет закрывать это дело, если там есть уголовное дело.
Мы же не про расследование убийства. Он передал дело, чтобы объединить с другим большим делом".
Журналист: "Там проходит Стерненко как потерпеший, но он убийца".
Зе: "Для меня это новая информация. Мне надо позвонить узнать".
16:26 Зеленский отвечает на вопрос, когда закроют сайт "Миротворец".
"Я как президент не могу открывать и закрывать сайты. Если там была моя жена, вы же понимаете мое отношение. Если там было нарушено законодательство, тогда ок, готов включаться. Но если я начну включаться в любые сайте, в СМИ... Я не знаю, кто владелец "Миротворца", но это не Антон Геращенко. Мы с ним как-то говорили, и он мне сказал, что имел с ним раньше проекты. У нас была история - с моей женой, со "Сватами"... Но мы с вами должны немножечко помнить, что мы хотим жить демократической стране. Ошибки свои сайт "Миротворец" должен исправлять", - сказал президент.
На замечание журналистки о том, что на "Миротворце" размещены личные данные невиновных людей, Зеленский переспросил, действительно ли они невиновные.
16:19 Вопрос "Страны" президенту.
"Страна": Коломойский и близкий к нему нардеп Геллер сейчас активно заводят своих людей на госпредприятия, в частности, на Центрэнерго. Известно ли вам об этом и кто им помогает со стороны государства? Правительство [помогает] или это самозахват? И что вы намерены с этим делать?
Зе: Я не знаю, что они завели своего человека, кроме того, что я читаю об этом так же, как и вы. Относительно независимости человека, который сегодня руководит Центрэнерго - это вопрос к премьер-министру Украины. Я могу спросить, независимый ли это человек, кто его завел.
Я не знаю этого человека. Потапенко? Да, я видел на совещании, седой такой человек, то есть молодой. Хороший ли он специалист? Вопрос к премьер-министру. Касательно его увольнения. Если он не самостоятельный и что-то не то делает, это тоже к премьер-министру. Я спрошу, это не проблема.
"Страна": То есть вы не следите за этим?
Зе: Я слежу, когда мне говорят, что у нас нет угля. Это уже вопрос безопасности, это вопрос ко мне, я начинаю всем звонить. И депутатам, и комитетам, и лидерам других стран, потому что мы ищем альтернативные варианты.
16:17 "Игорь Гужва просил передать привет и сказать вам, что его сняли с розыска несколько месяцев назад", - наша журналистка Анастасия Товт начала разговор с Владимиром Зеленским.
16:13 Андрей Богдан поставил рожки журналисту "Страны" Владу Бовтруку.
16:10 На фуд-корте - соратники Зе Андрей Богдан, Андрей Смирнов и Андрей Ермак.
16:08 Вопрос - есть ли предложения от Москвы обменять Донбасс на признание Крыма российским. "Никогда ни одного разговора по этому поводу не было и я даже намеков не слышал".
16:06 Зеленскому задали вопрос о суррогатном материнстве. Его задала испанская журналистка. Она сказала, что много испанцев приезжают в Украину за этими услугами.
"Мы на уровне моего уполномоченного господина Кулебы подняли все вопросы, от него будет предложение в формате законопроекта. Больше ничего не могу сказать".
16:03 "Когда я приезжаю в Кривой Рог, они все выключают - чистое небо", - Зе о заводе "Арселор Миттал", с которым у команды президента был конфликт на почве экологии.
16:00 Зеленский призвал проукраински настроенных крымчан оставаться жить на полуострове.
"Нам нужна помощь людей, которые защищают существование Крыма как украинского, которые находятся там. Поэтому мы не можем сказать им: парни и девушки, уезжайте из Крыма".
15:57 Путин не просил воды для Крыма, заявил Зеленский. Он также не исключил переговоров по поставкам воды на полуостров, но если Россия такие переговоры инициирует.
15:50 Запустили новую группу журналистов. Среди них - корреспондент "Страны" Анастасия Товт. Будем задавать президенту вопрос.
15:32 "Остановите программу легализации проституции, легализации абортов!", - кричит снизу какой-то мужчина. "Остановите гей-пропаганду Сороса в Украине!".
Борис Тизенгаузен
15:23 Президент сказал, что кроме Александра Ткаченко никого на должность председателя КГГА официально не рассматривает.
"Есть еще два человека. С одним я еще не встречался. Со вторым - я не готов, потому что в прошлом нечестные действия у него есть".
15:12 Зеленский поддел журналиста по поводу его вопроса:
Журналист: После поездки из США многие стали, что вы исчезли с радаров. Вас несколько дней не видели, черные очки, Бабий Яр там…
Зе: Красивая у вас риторика - Бабий Яр там. Передайте всем, кто там погиб, привет.
Журналист: Начали говорить, у президента есть эмоциональный кризис.
Зе: Все нормально, и с желудком тоже, я не слабый человек.
Журналист: Вы говорили про Банковую, что это тяжело. Говорят, что вашей одномоментной слабостью воспользовались, мы видели это в субботу. Как вы из этого выбираетесь?
Зе: После Америки я никуда не делся. У меня просто много дел. Там проблема с земельным законом, было много фермеров, мы встретились. 73% против моратория. Лучшая информационная кампания - наше общение. Вот мы встретились с фермерами и говорю, в чем проблема. Я говорю, пока нельзя закон нести в Раду. Так вот, 73% против моратория, а 80% за то, что иметь землю в собственности.
Мы должны сделать закон, чтобы украинцы свободно распоряжались землей, чтобы украинец был собственником.
15:07 Зе говорит, что иностранцам землю будут продавать только на втором этапе земельной реформы.
14:57 "Мы знаем с вами, что Стененко убил человека, это очень сложная история", - сказал президент и упомянул, что на праворадикала Сергея Стерненко ему также жаловался Труханов.
"Там есть парень Стерненко. Это же открытая информация, что он убил человека? На него там тоже были нападения. Как мы можем изменить ситуацию? Мы перезагрузили СБУ. Да, есть некоторые уголовные кейсы, которые рассматриваются в наших органах", - также заявил Зе.
14:56 Узнали, чем кормили на пресс-марафоне Зеленского.
14:54 Президент говорит, что встречался с мэром Одессы Геннадием Трухановым на Банковой. Говорили о дорогах и портах. "Про все мы говорили", - загадочно сказал Зе.
14:50 "У меня нет деталей дела по "Буризме"", - Зеленский иностранным журналистам. Они постоянно задают вопросы о "Байденгейте".
14:39 Новая порция еды.
14:31 Пресс-марафон прервал женский крик, который доносится с первого этажа (что кричит - непонятно). Зеленский остановил беседу со СМИ.
Зе: "Нина Андреевна, к господину Филатову я не имею никого отношения. Вы из Днепра приехали? Где вас грабят"
Ответ: "Маяковского 51 Б. Вы взяли мой телефон, но до сих пор ничего не изменилось".
Зе: "Я не могу звонить всем миллионам. Мы решим ваш вопрос".
14:25 Журналист попросила блиц.
Вы боитесь Путина? - Нет.
Вы говорили Штайнмайеру, что его формула фуфло? - Нет.
Вы понимаете, что внедрение формулы Штайнмайера приодет к внутреннему конфликту - гражданской войне? - Я не считаю, что это правда. Потому что в обществе запрос на прекращение войны.
Украина вернет Привабанк Коломойскому? - Украина - нет.
Коломойский получит компенсацию 2 миллиарда, которые он хотел. - Это вопрос не ко мне, а к суду.
МВФ уехала из Украины из-за ситуации с Приватбанком? - Нет. Они уехали домой. Теперь очередь наших людей.
Муж главного бухгалтера "Квартала" назначен... - (Зеленский прервал) После этого я должен встать и уйти. Кого я назначил? Вы прожили 30 лет в стране кумовства. Назовите, кого из родственников я назначил. Спасибо за блиц.
14:20 Президенту задали вопрос, готов ли он опубликовать свои разговоры. "Там есть что скрывать?" - спросила журналистка. Он ответил, что нет, не готов.
"Мои разговоры с президентом РФ подкреплены результатом - детальным и сложным. Мы могли бы друг друга поздравить, потому что наша команда сработала. К чему приведет публикация моих разговоров с Путиным? Приведет ли к продолжению наших встреч? Думаю, нет, на этом закончим. Будет ли у меня в дальнейшем возможность вернуть наших пленных потом? Нет, никогда. Я не играю ни в какие игры, которые связаны с жизнями людей. Нет, я ничего не буду публиковать, потому что это навредит людям".
На пресс-конференции Зе пообщался с женщиной из Днепра, которая жаловалась на мэра Бориса Филатова
14:18 Владимир Зеленский сказал, что встречаться с адвокатом Трампа Джулиани - не уровень президента.
14:13 Вновь одна из самых популярных тем, касающаяся украинско-американского скандала. Зеленский ответил, что готов расследовать вмешательство Украины в американские выборы, если они были.
14:02 Владимиру Зеленскому принесли бургер и картошку фри. Первый вопрос - опять об обещании сажать: "Когда реально начнут работать законы? Речь будет идти о политически мотивированным делам. Потому что вы реально теряете контроль над своей фракцией".
Ответ: "Давайте по порядку. В чем политическая мотивированность в отношении Митикася, Живаго? Кто такой бывший господин Митикась? Много дел связано с этим человеком".
Далее Зеленский продолжил: "Вы как честный журналист сейчас говорите, что - как там его - Пашинский [арестован] по политически мотивированному делу. Можете назвать хоть одно политическое дело?"
Далее состоялся такой диалог, касающийся главреда "Страны":
Вопрос журналиста: "Я точно знаю, что Игорь Гужва сидит в Вене, контактирует со Смирновым и Портновым, и готовится вернуться в феврале".
Зе: Запрещен въезд Гужве, чтобы я знал?
Журналист: Нет, он находится в розыске (отметим, что Игоря Гужву официально сняли с розыска 13 мая 2019 года, - Ред.)
Зе: То есть он вернется и его должны задержать?
Журналист: Он может вернуться, как и Портнов.
Зе: Портнов был в розыске?
Журналист: Были уголовные дела, в которых он…
Зе: Портнов был в розыске?
Журналист: Были дела…
Зе: Значит, вы не знаете ответа. Если господин Гужва - я просто не знаю Гужву, я читал о нем - будет в розыске и вернется, его должны задержать…
Журналист: … или вопрос будет решен, как говорил Александр Данилюк. В этом и вопрос.
Зе: Так назовите мне хоть один кейс, когда моя команда решала вопрос.
Ответа от журналиста не последовало.
13:49 Очередная группа журналистов будет обедать с президентом, для них накрыли стол.
13:35 Зеленскому задали вопрос, пользуется ли он услугами лоббиста Маркуса Коэна. Он заявил, что никаких денег американцам не давал. Он также не исключил, что встречался с Коэном: "многие ездили и предлагали помощь".
"Я внимательно читал (декларацию Коэна - Ред.) - он лоббировал меня по доброй воле. Я встречался с многими американцами во время избирательной кампании. И наверняка среди них был Коэн. Наверное, многие из них думали, что придет время и это сработает. Я всегда всем говорил: «президент Украины - достаточная должность, чтобы не иметь посредников для общения с другими лидерами", - цитата президента.
13:34 "Я не хочу ломать партию Слуга народа. Если она сами начнут есть друг друга, я через год их распущу", - президент.
13:32 "Я не знаком с господином Соросом, никогда его не видел".
Зеленский заявил, что если увидит, что его команда работает на западных лоббистов, то он будет принимать по ним решения.
13:29 У президента спрашивают, действительно ли "Слуга народа" является "слугой МВФ".
Зе ответил, что говорил с Дубинским "откровенно". И что тема МВФ вообще не вопрос депутатов, а тема правительства.
"Господин Дубинский и журналист, и блогер, и депутат. Такой человек талантливый".
13:25 Зеленский заявил, что с Путиным и Трампом общается по-разному.
13:21 У Зеленского спросили, собирается ли он извиняться перед Германией и Францией за слова, сказанные в стенограмме разговора с Трампом. Он ответил, что нормально общается с Меркель и Макроном.
Вопрос: "как вы извинились бы перед Меркель и Макроном за то, что упрекнули их в недостаточно помощи?"
Зе: "Мы вчера общались с Меркель, у нас отличные отношения. Она понимает, почему так сказал… Они возвращали Россию в ПАСЕ, продолжали Северный поток-2, потому что защищали интересы своей стороны. А я - тут защищал".
13:17 В перерыве Зе мило пообщался с пресс-секретарем Юлией Мендель.
Фото Алексея Мацуки
13:14 Вопрос: "Если президент другой страны просит вас расследовать преступление против другого человека, это не коррупция?"
Зе: "Я считаю, что я не нарушил закон - я первую очередь, это закон Украины. То, что сказал Трамп - я хочу, чтобы это трактовало законодательство США. Если я буду комментировать его слова, это будет вмешательство в ваши законы, выборы?".
13:08 Интересно, что в ключе коммуникации с олигархами Зеленский упомянул Коломойского, Ахметова и сказал, что "с Фирташем связи нет".
13:03 Видео, как жительница Кривого Рога Татьяна Атамась устроила скандал на пресс-конференции Зеленского.
13:01 Соглашение по "Приватбанку" может быть, если мы будем знать, что у нас есть какая-то слабость в судебных процессах, заявляет Зеленский. Он пожаловался, что его подвергают обструкции за встречи с Коломойским и говорит, что это мешает ему решить вопрос "Приватбанка" и выдвинуть олигарху условия.
12:57 Зе рассказал о своем разговоре с МВФ по Приватбанку. Что от него там требуют решить этот вопрос, а он отказывается, потому что не влияет на суды в Украине.
12:53 Зеленский заявил, что знает, почему уволился секретарь СНБО Данилюк. Но не хочет называт причину. "Он, мне кажется, надеялся, что я не подпишу заявление. Но меня достала эта игра, что вы пишете заявления, а я их не подписываю. Что кто-то наступил кому-то на ногу".
"Я не согласен с Данилюком, что он ушел из-за Приватбанка. Саша хотел быть премьер-министром Украины. Я сказал ему честно - Сань, ты правда профессиональный человек, но я выбрал другого человека. Да, и ситуация с Богданом тоже имела место".
12:43 Журналист Роман Скрыпин требует у Зеленского юридически заявить, что между Украиной и Россией война. Чтобы, как он выражается, похоронить Минск и формулу Штайнмайера.
Зе отвечает, что он пришел как президент мира. И от него никто не ждет заявлений о возобновлении военных действий. "Мы должны будем войной идти на Крым. Наша армия не готова. Я не готов терять людей. Я не хочу наших людей пугать".
12:37 На фуд-корте слышны крики какой-то женщины. Она жалуется, что ее кто-то преследует.
12:35 В соцсетях реагируют на заявление президента по телеканалу 112.
"Зеленский пытается делать вид, что не имеет отношение к давлению на 112.
Все валит на Нацсовет.
Тогда почему Слуга народа создаёт комиссию в Раде по 112 и NewsOne? И кто давит на судей, чтоб те скорее выносили решение по лишению лицензий?", - пишет в Facebook главный редактор "Страны" Игорь Гужва.
12:33 "Всех потерял". Зеленский рассказал, какие у него отношения с российскими артистами. Но потом добавил, что сохранил хорошие отношения с Андреем Макаревичем. Также он сказал, что ему звонили артисты "Камеди-клаба".
"С Камеди ребята мне звонили, когда приезжали в Одессу, Слепаков звонил, Ревва - он же наш донецкий, кажется, у него даже наш паспорт".
12:30 Президент объяснил инцидент с его пресс-секретарем Юлией Мендель. Он заявил, что журналист "Схем" вел себя слишком активно и нарушал личное пространство и Юлии, и его - "тыкал в лицо микрофоном".
"Андрушко ведёт себя некорректно. Я внутренне прощал поведение Андрушко в отношении меня. Он здоровый парень, он нападает. Я ребятам охранникам говорю: отойдите, нападет", - сказал Зе.
Он также заявил, что Мендель неправа, но списывает это на ее усталость. "Девочку в этом случае буду защищать". "Зато все увидели, что я тоже умею толкаться", - засмеялась Мендель.
12:25 Вопрос, почему Зеленский до сих пор не уволил Кличко с поста мэра. "Пока думаю. Я обязательно буду разговаривать с мэром перед тем, как его уволить".
12:22 "Если на Нормандском формате не будет диалога, дела не будет. Если я почувствую, что все готовы что-то делать для остановки войны, мы будем это делать и говорить о формате выведения войск и так далее. Если мы не сможем никак контролировать ни выборы, ни нашу границу, если я это почувствую, мы отойдем от этого плана и будем искать другой вариант", - Зеленский.
12:20 Зеленский ответил на пассаж журналиста о том, что люди во Львове боятся формулы Штайнмайера. "А люди в Днепре?", - парировал президент.
12:12 Снова о "плохих" Минских соглашениях.
"Кстати, в Минских соглашениях есть отведения еще и те, которых мы не можем себе позволить. Что мне с ними делать? Я не могу себе этого позволит. Это подписал человек, который ходит и кричит ай-ай-ай. Я сижу в таком конкретном шпагате, как ВанДам - было бы три ноги, сел бы на три".
12:06 Представитель 112 канала спросил у президента, почему власть хочет закрыть телеканал, которому недавно не продлили цифровую лицензию.
У Зеленского этот вопрос вызвал раздражение. Он заявил, что не влияет на новый Нацсовет. И обрушился на журналиста, упрекнув канал в том, что его собственник - Виктор Медведчук.
Журналист поправил, что не Медведчук, а нардеп Тарас Козак. "Это одна компания", - отреагировал Зеленский.
"Человек, который имеет не-проукраинскую позицию, является вашим владельцем?", - продолжал настаивать президент.
12:04 "Я господину Авакову ничего не должен", - Зеленский на вопрос о том, почему не всю власть обновили. "Есть испытательный срок. Я всем сказал - реальные дела. Принесите нам до конца года. Не будет - всех уволим".
11:59 "В Петровском, там где разведение, там нет людей. Это степь. И там прошло семь дней, когда не было обстрелов. Но мы будем разводить одновременно. И потому мы не разводим, потому что в Золотом были выстрелы", - объяснил Зе, почему не разводят войска.
11:48 У президента спросили, что он будет делать, если добровольцы с оружием захватят Золотое на Луганщине, где должно состояться разведение.
"Силой и дурак может - это неправильный подход. С ветеранами нужно разговаривать, пояснять свою позицию как президент. Я вчера встречался с ветеранами - там были и Нацкорпус, и Азов. Я им сказал: хлопцы, я не могу полностью рассказывать все свои планы - где и какие войска отводим. Я согласен, что коммуникация слабая. Но подогревают тех людей, которые не знают, что такое формула Штайнмайера. Поэтому говорить с ветеранами в Золотом надо. Но если они там вооружены - это неправильно? Как вы считаете? А что там сейчас в Золотом происходит? Был сбор, приехали какие-то люди, показали им бумаги из "ДНР" и "ЛНР" и рассказали: вас кидают, потому что завтра тут будет "ДНР" и "ЛНР". Они ходят каждый день и говорят: завтра вас Зеленский сдаст, завтра вас выселят из домов, тут будет "ДНР" и "ЛНР"".
Он добавил - "если ты нарушаешь закон, то и в отношении тебя будут такие вещи. Как ты можешь стрелять, если ты не военный? Будь среди военных и выполняй задание военных".
11:45 "Я рассматриваю миротворцев на границе Украины и России", - Зеленский заявил, что будет предлагать этот вариант в нормандском формате.
11:44 Зеленский допустил выход из Минских соглашений. "Песков говорит, давайте идти по Минску, все его подписали. А я так не думаю. Увидим, что будет трудно, ничего не меняется - значит надо что-то менять".
11:40 У президента спросили, почему Россия должна сейчас пойти на уступки Украине, хотя раньше не шла.
"Я думаю, что российская сторона устала от этого процесса. И все понимают, что Украина не сдаст свои территории".
"Раньше были разговоры, что мы фашисты, что хотим забрать право говорить на русском языке. Сейчас в России многие понимают, что эта история со мной не работает. Все знают, какие у меня либеральные взгляды в этом направлении".
11:35 Зе на галерке в перерыве.
11:30 По словам Зеленского, Ангела Меркель была удивлена отношением Порошенко к формуле Штайнмайера и срыву разведения войск.
11:28 "Если нормандский формат будет откладываться - если не будет разведения - мы будем искать другие форматы. Это Минск и прямые переговоры мои с президентом РФ. Это уже один раз сработало", - Зеленский.
11:23 О пари с мэром Днепра Филатовым по поводу построенного моста.
"Комиссию мы отправили. Поехали люди. Есть все ответы - что там было сделано, и что сделали такого, что даже не планировалось. После того, как до меня дойдут эти выводы, мы будем разговаривать с господином Филатовым. Или не будем разговаривать".
11:18 Зеленский на своей первой пресс-конференции.
Фото "Страны"
11:17 У Зе спросили, почему часто прогуливает заседания Рады глава комитета по обороне Александр Завитневич. Он ответил, что тот находился в предынфарктном состоянии.
11:11 У Зеленского спросили, почему в новом проекте Трудового кодекса можно увольнять женщин в декрете. "Я не хочу, чтобы у нас был советский трудовой кодекс. Такие вопросы как про женщин в декрете, мы снимем", - ответил президент, предложив адресовать такие вопросы правительству.
11:07 Зе и журналисты.
Фото "Страны"
11:06 Президент говорит, что "информационной войной" у него занимается Кирилл Тимошенко.
11:04 В новом законе об особом статусе будут прописаны "красные линии" по Донбассу. Также будет дорабатываться законопроект по амнистии. Там будет прописано детально, кого она касается и кто вообще не будет рассматриваться как подозреваемый.
11:03 Зе говорит, что в Нормандском формате вопрос Крыма обсуждаться не будет.
11:01 Фуршет для журналистов.
10:58 У Зеленского легкая перепалка с журналистом НВ. Президент заявил, что это издание финансирует иностранный гражданин - чешский инвестор Томаш Фиала.
Детальнее о перепалке - здесь.
10:55 Спрашивают, как Зеленский будет реагировать на отмену национализации Приватбанка. "Я буду защищать только интересы державы Украина. Я в своей жизни ни одному судье не звонил, ничего не просил. Я не имею права влиять".
10:54 Зеленский стоит на галерке, а снизу ему кричат представители активистов, которые пришли под фудкорт. Президент тем временем ждет кофе. "Что там с кофе?" "Сейчас несут".
10:51 Под зданием фуд-корта зажгли петарды.
10:50 "Пока туда будут приезжать разные люди с обеих сторон, которые будут случайно постреливать, разведения не будет". Зеленский прокомментировал срыв разведения войск после приезда националистов под Золотое, где должны были вчера разводить войска.
10:48 "Я ничего такого (Майдана - Ред.) не боюсь. В любой момент, если общество не захочет, чтобы я был президентом, кропопролития не будет. Но люди тогда точно не выберут остановку войны из того меню, которое есть на продажном политическом рынке", - Зеленский.
10:44 "Ошибка Порошенко в том, что он думает, что готов быть лидером другого Майдана. Он забывает, что он уже не президент. Он в это не верит. Это на физиологическом уровне уже, мне кажется. Но проблема в том, что он немножечко подталкивает людей. Вот он гулял-гулял и внезапно пришел на Майдан".
10:40 Снова вопрос о заморозке военной помощи и звонке Трампа. Зеленский повторяет, что узнал о заморозке программы только в сентябре. При этом раньше он говорил, что ее остановили еще в июне.
То есть три месяца Зе был не в курсе, что США отменили военную помощь Украине.
10:39 "Два дня - один человек. У меня табличка с фамилиями. Так мне нужно спешить или нет?", - Зеленский объяснил, что на фронте гибнут люди, поэтому встреча с нормандской четверко нужна быстрее.
10:33 Вопрос о нормандской встрече. "О моей встрече с Путиным никто не говорит, потому что все против", - Зеленский говорит, что с российским президентом пока возможна встреча только в нормандском формате.
Зе заявил, что предварительные шаги перед встречей Нормандского формата - обмен пленными, формула Штайнмайера, разведение войск - это не условия России, а уже давно заключенные договоренности, которые надо выполнять.
10:32 Зе рассказал о своей встрече со следователем по делам Майдана Сергеем Горбатюком. С его слов, Горбатюк заявил, что расследование этих дел - "это годы".
10:28 "Выйдитие на улицу и спросите: Пашинский бандит? Сто процентов людей скажут, что да", - Зеленский рассказывает о том, почему не было посадок. Говорит, что не было полномочий, хотя он прекрасно знает, кто коррупционер, а кто нет.
"Я думал, что на второй день, когда мы придем, всех коррупционеров посадят. Но мне сказали: "ай-ай-ай - президент не может влиять". То есть я еще должен подбирать слова, потому что это влияние", - говорит президент.
"Первый чекпоинт - 1 ноября. Они должны показать результат по кругу дел, которые мы определили на совещании", - пообещал президент.
10:27 Под фуд-корт пришли активисты "Свободы".
10:26 "Каждый день мы должны преодолевать всякие выкрутасы, чтобы принимать законы", - Зеленский комментирует "турборежим" Верховной Рады.
10:23 Третий вопрос - о посадках. Журналисты спрашивают, почему отпускают многих фигурантов резонансных дел.
Зе на это ответил: "Плохо что Пашинского закрыли?" Журналист: "нет". Зе: "А фейсбук думает, что плохо".
Судя по этому ответу, в ленте у Зеленского - одни "порохоботы".
10:22 Зе говорит, что предлагал Трампу на встрече в Нью-Йорке сменить риторику в отношении Украины.
Зеленский также сказал что не проверял, совпадает ли стенограмма Белого дома с оригиналом, который хранится в Украине.
10:19 "С оружием или с "Буризмой" наши звонки никак не связаны. Они заблокировали эту программу (по военной помощи - Ред.) еще в июне. Я собирался поднять этот вопрос еще в Польше (1 сентября - Ред.). Но гогда мы говорили с Трампом по телефону (в августе), этого вопроса не было совсем".
По словам Зеленского, этот вопрос они обговорили уже на личной встрече с Трампом, после чего военная помощь была разблокирована.
10:18 Второй вопрос - Зеленский узнал о приостановке военной помощи до созвона с Трампом или после?
10:17 На первый вопрос Зеленский отвечал 13 минут. То есть сразу выбились из регламента. Юлия Мендель сказала "осталось 15 минут", но Зе предлагает дать первой группе больше времени, чтобы "разогнаться".
10:15 "Если это война, то ее нужно выигрывать", - это Зеленский сказал об информационном противостоянии на Донбассе.
10:14 Зе дал совет жителям Донбасса, которые смотрят российское ТВ:
"А насчет телевидения… Пусть переключают [российские] каналы или сидят и говорят как Светлаков: что вы говорите, вы врете?"
10:13 Зеленский заявил, что разведение в Станице Луганской стало лучшей пропагандой Украины на неподконтрольных территориях.
10:06 Первый вопрос. "Что будет, когда Украина вернется на Донбасс? Какие компромиссы возможны?".
Ответ: "Какого президента выбирала Украина? Президента, который остановит войну. Именно это моя миссия".
Говорит, что для него все гражданские украинцы равны - что из Донбасса, что из других регионов. Пеняет прошлой власти за то, что не заботилась о переселенцах.
"Если на Донбассе человек считает, что он не украинец, я не могу влезть ему в мозг". Зе намекает, что готов обращаться в "ДНР" и "ЛНР" только к тем, кто любит Украину.
Зеленский назвал два плана по Донбассу. План "А" - вернуть и людей, и территории. План "Б" - сделать так, чтобы те, кто считает себя украинцами на Донбассе, "должны быть тут".
10:03 Общение с первой партией журналистов началось.
9:50 Фуд-маркет, в котором пройдет пресс-марафон Владимира Зеленского, открыли два предпринимателя: основатель "Городского рынка еды" в Одессе Алекс Купер и владелец сети ресторанов La Famiglia Михаил Бейлин.
Интересно, что Купер связан с одесским влиятельным бизнесменом Владимиром Галантерником. Который вместе с главой Офиса президента Андрея Богдана был на скандальной свадьбе в Сен-Тропе.
Да и сам президент часто посещает заведения, которые принадлежат Галантернику. В Одессе Зе останавливался в Hotel de Paris, который принадлежит Галантернику. А Том Круз, который приезжал по приглашению президента, обедал в одесском ресторане "Бабель Фиш", который принадлежит Галантернику.
9:47 Зеленский будет отвечать на вопросы журналистов десять часов, заявила его пресс-секретарь Юлия Мендель. То есть марафон закончится в 20:00.
9:44 Напомним, как проходили пресс-конференции Петра Порошенко - предшественника Зеленского на посту президента.
Формат был вроде бы и классическим - большой зал, много журналистов. Однако с нюансами, которые позволяли сбить максимум неудобных вопросов.
Во-первых, время пресс-конференции ограничивалось примерно двумя часами. Что, учитывая любовь Порошенко к монологам, позволяло задать вопрос мизерной части собравшихся журналистов.
Во-вторых, задавалось много вопросов, комфортных для гаранта и, вероятно, заранее подготовленных его пресс-службой. Это съедало примерно половину времени. При этом слово предоставлялось чаще всего тем, кто такие вопросы озвучивал.
Ну и еще минут 10 отнимало обязательное предисловие от Порошенко.
В итоге на пресс-конференциях экс-президента неудобные вопросы успевали прозвучать от силы 1-2 раза.
9:28 Сегодня - Всемирный день психического здоровья. Пожелаем президенту крепкой психики сегодня.
9:26 Киевский фудкорт ждет Зе.
9:16 Формат для пресс-конференции избрали достаточно спорный.
Происходить все будет на киевском фуд-корте - то есть в максимально расслабленной обстановке. Журналистов будут запускать группами по 7-10 человек, с которыми Зеленский будет общаться примерно полчаса.
Это с одной стороны позволит задать вопрос большему числу журналистов. С другой - уменьшает время и для вопроса, и для ответа. То есть позволяет президенту быстрее уходить от некомфортных вопросов.