В Foreign Affairs вышла статья, в которой со ссылкой на представителей российской элиты говорится о планах Владимира Путина напасть ещё до выборов президента США на одну из стран НАТО. Предположительно, на Эстонию или Латвию, предварительно спровоцировав там протесты среди русскоязычного населения.
Реально ли у Кремля есть такие планы, либо это очередная публикация на тему скорого нападения Путина и необходимости в связи с этим тратить больше денег на армию и оружие?
Начнем с того, что пока идет война в Украине, почти вся боеспособная часть российской армии находится на украинском фронте. В такой ситуации Москва не сможет собрать сколько-нибудь сильной группировки для масштабного нападения на страны Балтии. А если попытается атаковать малыми силами, то они будут быстро (с учетом превосходства НАТО в воздухе) разбиты находящимися в Прибалтике силами стран Альянса. И даже какой-либо приграничный город вроде Нарвы РФ захватить не смогут.
Тем более что нападение, если ему, как пишет Foreign Affairs, будут предшествовать протесты русскоязычных жителей, точно для НАТО внезапным не станет.
То есть в результате ничего кроме страшного позора Путин не получит. И ему придется либо отходить, либо начинать ядерную войну. Причем в условиях, когда весь мир будет считать его агрессором, и потому велик риск полной изоляции РФ.
К слову, примерно так же развивались бы события, даже если бы война в Украине закончилась и РФ смогла перебросить для атаки на страны НАТО значительные силы. Все равно они быстро уперлись бы в прибалтийские или польские работино и марьинки, а натовское превосходство в воздухе не оставило бы для РФ каких-либо шансов на успех. Итог был бы такой же: либо признание поражения, либо ядерная война.
Поэтому описанный в Foreign Affairs сценарий начала войны НАТО и РФ не выглядит реалистичным. Максимум, что может сделать Москва, – это заслать в соседние страны Альянса диверсионные группы, которые вряд ли смогут причинить серьезный ущерб. Скорее всего, их быстро обнаружат и ликвидируют.
Но при этом сама вероятность войны между НАТО и РФ не нулевая. И мы уже неоднократно писали, как она может начаться. Например, в случае отправки натовских войск в Украину или совершения западными странами действий, которые трактуются в международном праве как casus belli: скажем, блокировки российских балтийских портов. Либо если РФ выставит ультиматум с требованием не пересекать некую красную линию (например, с ударами дальнобойными ракетами по РФ), а Запад все равно ее пересечет. Тогда Москва нанесет удары непосредственно по территории стран НАТО или же по военным объектам западных стран в других регионах. Теоретически, если Москва задастся целью найти повод для войны с Альянсом, то возможен и вариант с атакой на Прибалтику, но не с целью захватить часть территории и проверить Джо Байдена на слабо, а чтобы вызвать ответный огонь по РФ, обвинить НАТО в агрессии против России и выставить ядерный ультиматум.
И в РФ, и на Западе есть свои партии войны. Российская партия войны говорит, что только подведя дело к прямой войне с НАТО, можно сокрушить "мировое господство" Запада или добиться от него требуемых Россией стратегических уступок. Западная партия войны считает, что не нужно бояться ввода войск в Украину, блокировки российских портов и прочих элементов прямого военного конфликта с РФ.
Обе партии войны исходят из того, что противник (Россия и Запад соответственно) не решится на ядерный ответ и отступит. Но этот расчет может оказаться абсолютно ложным.
Впрочем, пока нет никаких доказательств, что Путин и руководители ведущих западных стран стали на позиции своих партий войны. Но чем дольше идет война в Украине, тем выше риск, что она перерастет в прямое столкновение России и Запада.