В своей апрельской речи в Сенате кандидат в вице-президенты от Дональда Трампа Джей Ди Вэнс поставил под сомнение эффективность и стратегическую целесообразность продолжения существенной военной помощи Украине.
Сейчас апрельскую речь Вэнса называют программной с точки зрения его понимания ситуации в Украине и в мире.
Ключевые тезисы:
1. "Фокусировка США на Украине чрезмерна. Более того, Конгресс намеренно сокращает варианты по дипломатическому урегулированию конфликта для следующего президента. Но у нас нет достаточной промышленной базы для поддержки Украины и у нас есть другие приоритеты – Израиль и Тайвань – которым тоже нужно оружие. Мы отдали на аутсорс нашу способность производить оружие, при этом наращиваем обязательства по всему миру. И если мы говорим о необходимости усилить позиции США в мире, "наводить везде порядок", чем мы его будем наводить? Это оружие нужно и нам самим".
2. "Украина не может победить в войне со страной, которая в несколько раз больше по численности населения и по соотношению вооружений. Людей в Украине становится все меньше. Одни умирают, другие убегают от призыва, кто останется восстанавливать страну? Украина не сможет быть дееспособной страной в будущем. Лучший способ отдать дань памяти жертвам этой войны – скорейшее дипломатическое урегулирование".
3. "Европейцы говорят нам, что главная угроза для них – Путин. Но при этом они сами не готовы перестраивать свои экономики так, чтобы обеспечить свою безопасность. Они говорят, что, если мы не будем им помогать, Путин дойдет до Парижа. Но, во-первых, как он дойдет до Парижа, когда он не может дойти до Западной Украины? Во-вторых, если вы этого опасаетесь, почему же вы ничего не делаете, чтобы себя защитить?"
4. "США позиционирует себя защитником христианских сообществ по всему миру. До нашего вторжения в Ирак там было 1.5 млн христиан. Сейчас их почти не осталось. Это плоды американских трудов. В Украине принимают законы, которые лишают христианские церкви имущества (вероятно, имеется в виду законопроект о запрете УПЦ, который Вэнс жестко критиковал - Ред.). Даже если эти церкви связаны с Россией, это позор для США: мы это не остановили и не использовали нашу помощь Киеву, чтобы гарантировать подлинную религиозную свободу".
5. "Наша дискуссия вокруг Украины повторяет наши "иракские" ошибки. Как только ты высказываешь несогласие с официальной линией, тебя записывают в агенты Путина. Нам часто говорят о том, что нельзя повторять политику Чемберлена по умиротворению Гитлера. Но если мы и должны выучить какие-то уроки истории, их два. Первый: пора перестать бесконечно эксплуатировать образы Чемберлена и Гитлера во всех ситуациях. В Украине важнее уроки Первой мировой войны, а не Второй. А уроки Первой мировой говорят нам, что если вы не ведете себя достаточно осмотрительно, то внезапно окажетесь втянутым в большой мировой конфликт. По Украине мирное соглашение уже было на столе, но администрация Байдена велела Зеленскому продолжать войну. Второй: сегодня мы в США увлечены пропагандой войны, как были увлечены пропагандой перед вторжением в Ирак в 2003-м. Те же самые тезисы: если ты против вторжения в Ирак, ты за Саддама, если ты против помощи Украине, ты за Путина. Всё тот же морализм: Америка – это хорошо, демократия – это прекрасно, а Ирак и Путин – это плохо. Но это не то, как нужно делать внешнюю политику".
6. "Поддавшись пропаганде, я записался в морпехи и поехал в Ирак. Но через пару недель там понял, что мне лгали об этой войне. Я вижу, как в Конгрессе сегодня размахивают украинскими флагами и вспоминаю, как мы размахивали иракскими, радуясь, что у них прошли первые выборы после Саддама. Но я был школьником и заблуждался. А какие оправдания у тех, кто нас затягивал в войну тогда и сейчас?"
7. "Европейцы говорят нам, что в Америке слишком много оружия и слишком мало бесплатной медицины. Это так. А все потому, что мы вынуждены финансировать безопасность европейцев, субсидировать их военную и промышленную политику. Если они сами начнут за себя платить, у нас будут деньги и на медицину для простых американцев, и на другие нужды".