Новый президент Ирана Масуд Пезешкиан возглавляет прозападную фракцию в руководстве Ирана, но она пока не готова жертвовать отношениями с Россией и Китаем.
Об этом пишет The Atlantic.
Издание так формулирует позицию фракции Пезешкиана: мы хотели бы наладить отношения с США и Европой, чтобы снять санкции с нашей экономики, но мы не будем жертвовать отношениями с Россией и Китаем - партнерами, которые нас поддерживали.
Также эта фракция не откажется от поддержки "Оси сопротивления" - группы арабских антиизраильских военизированных формирований.
На своей первой пресс-конференции в качестве президента Пезешкиан прямо сказал, имея в виду Запад: "Эти ребята наложили на нас санкции".
"Эти ребята помогли нам", - сказал он, имея в виду Россию и Китай. Но он также пообещал мирный подход к Западу, даже предположил, что Соединенные Штаты и Иран могут быть "братьями".
Несколькими днями ранее Арагчи заявил в телеинтервью: "Мы подходим к отношениям с Европой под новым углом и с новой точки зрения", но "наш приоритет находится в другом месте".
При этом Пезешкиан ясно дал понять (как и верховный лидер аятолла Али Хаменеи), что приоритетом Тегерана является решение его экономических проблем.
Для этого необходимо увеличить объем иностранных инвестиций и исключить Иран из черного списка Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, которая базируется в Париже.
А этого не произойдет, если Иран не договорится с западными державами по своей ядерной программе, поддержке "оси" и вооружении России в военном конфликте на Украине.
Восхождение Пезешкиана на пост президента стало тревожным звонком в Москве, поскольку дипломаты из его окружения скептически относятся к связям Ирана с Москвой и Пекином.
Бывший министр иностранных дел Джавад Зариф, который сейчас занимает пост вице-президента по стратегическим вопросам, открыто критикует тех, кто слишком тесно связывает Иран с Россией. Он считает, что отношения с Россией ограничивают возможности Тегерана.
Иранская фракция, ориентированная на Запад, снова в седле. Конечно, никто из этих людей не руководит действиями; это делает Хаменеи. Но тот факт, что верховный лидер позволил Пезешкиану выдвинуть свою кандидатуру и выиграть президентский пост, подтверждает, что Хаменеи тоже считает необходимым иметь дело с Западом.
Что это означает для Москвы, менее определенно. Новое правительство сделало несколько громких заявлений о дружбе с Россией, но, похоже, отчасти для того, чтобы успокоить нервничающего Владимира Путина, а отчасти для того, чтобы заигрывать с Западом.
Пезешкиан также попытался задобрить Кремль, назначив бывшего посла в России Мехди Санаи заместителем главы администрации. Санаи свободно владеет русским языком и имеет степень доктора философии престижной Академии наук.
Но внутри властной структуры критики отношений Ирана с Россией обрели новую смелость после прихода к власти нового правительства. Некоторые указывают на то, что в последние годы часть Корпуса стражей исламской революции проповедовала политику, ориентированную на Россию, под названием "Смотри на Восток", а затем получила огромную выгоду от военных сделок с Китаем и Россией.