Гарантии безопасности в обмен на Донбасс? Что на самом деле предложили американцы Зеленскому

США настаивают, что ВСУ должны покинуть Донбасс. Фото: facebook.com/GeneralStaff.ua

Вчера и сегодня утром шёл целый поток заявлений из Украины, США, Европы и России о том, что мирное соглашение близко как никогда. 
Об этом заявили Дональд Трамп, Владимир Зеленский, несколько европейских лидеров и даже заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков.
 
В Киеве и в Европе особый упор делали на то, что Трамп согласился дать гарантии безопасности на уровне 5-й статьи НАТО, но без членства в Альянсе, от которого, по данным СМИ, готов отказаться Зеленский.
 
При этом информации о каких-то достигнутых договоренностях по ещё одному спорному вопросу – о выходе украинской армии из всего Донбасса - не было. Отсутствие согласия по этому пункту признал и Зеленский. Правда, он сказал, что требование о выводе войск выдвинули не американцы, а россияне, и он пытается убедить Трампа это условие отвергнуть и поддержать остановку огня по линии фронта.

Однако параллельно в западных СМИ стали появляться публикации, которые более детально описывают суть происходящих ныне переговорных процессов между Украиной и США. Её можно свести к формуле: обещанные гарантии безопасности США готовы предоставить только в обмен на выход украинских войск из Донецкой области. Причем, как пишут СМИ, ответ Вашингтон ждёт от Киева уже в ближайшее дни  - иначе сделанные предложения о гарантиях потеряют актуальность.
 
То, что Вашингтон именно так ставит вопрос, фактически подтвердил премьер-министр Польши Дональд Туск, который сказал, что территориальные уступки Украины являются частью условий гарантий безопасности от США.

Зеленский на это идти не хочет, пытаясь всё-таки убедить Вашингтон снять требование о выводе войск из Донбасса. Со своей стороны в том же направлении работают и европейцы. Вчера они выступили со своими предложениями о гарантиях, которые включают развёртывание в Украине после завершения войны многонациональных сил.
 
Однако Трамп может и не поддержать эти идеи, так как их однозначно отбросит Владимир Путин, а значит, и мирные договоренности сорвутся.
 
При этом американские чиновники в комментариях СМИ выражают уверенность, что Москва не будет против гарантий безопасности, которые американцы готовы предложить Украине, что может быть действительно правдой. К слову, об этом и сам Трамп говорил ещё сразу после саммита на Аляске, называя согласие РФ на гарантии Украине "главным прорывом" на встрече. 

Во-первых, даже статья 5 НАТО не обязывает страны Альянса вступать в войну, если на кого-то из них напали. Она сформулирована довольно общими фразами и предусматривает широкий спектр возможностей для ответа в случае агрессии помимо военного. А в случае с Украиной, которая членом Альянса не станет, эта расплывчатость ещё больше усилится. Во-вторых, мало кто верит, что Трамп будет готов дать Украине такие гарантии, которые бы обязывали США вступать в войну с Россией в случае нового вторжения. На это не решался даже Джо Байден, который потому и блокировал процесс вступления Украины в НАТО. А от нынешней администрации такого ожидать тем более не приходится. Как и прежде, её поведение определяется формулой: ради Украины мы не должны рисковать ядерной войной с Россией. По той же причине маловероятно и согласие Вашингтона поддержать намерения европейцев ввести войска в Украину, а без такой поддержки Европа подразделения посылать не хочет. Тем более стоит напомнить, что в мирном плане США содержался пункт о запрете на присутствие иностранных войск в Украине, и пока нет информации, что его оттуда вычеркнули.

Поэтому, скорее всего, в ближайшие дни Вашингтон будет продолжать давить на Киев, чтобы тот принял формулу "гарантии в обмен на Донбасс". И не исключено, что своё отношение к этому Зеленский определит с учётом решения (или его отсутствия) о репарационном кредите, ясность с которым как раз и наступит в ближайшие дни. Выдача кредита увеличит шансы на отказ Зеленского выполнять требования американцев. Провал этого проекта такую вероятность увеличит.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.