Национальный союз журналистов Украины (НСЖУ) опубликовал отчет о ходе расследования преступлений против журналистов.
Двое журналистов погибли в феврале 2014 года в Киеве. От рук "титушек" погиб журналист газеты "Вести" Вячеслав Веремий, а на Майдане – студент и журналист Игорь Костенко.
По обобщенным данным НСЖУ, в феврале 2014 года 95 отечественных и иностранных журналистов были избиты (больше всего – в Одессе, Харькове, Черкассах и Крыму), на 9 редакций медиа было совершено нападение, 12 журналистов получали угрозы, одного репортера в Запорожье задержали.
Виноваты и в убийствах журналистов, и в других преступлениях против работников СМИ, которые произошли в этот период, до сих пор не наказаны, - подчеркивает и.о. председателя НСЖУ Сергей Томиленко.
Наиболее громким делом февраля является убийство Вячеслава Веремия. Дело не могут довести до конца уже 3 года.
Подозреваемого в причастности к убийству Юрия Крысина (он обвиняется в том, что в составе "титушек" избил журналиста Веремия бейсбольной битой на пересечении улиц Большой Житомирской и Владимирской 18 февраля 2014 года) суд освобождает из-под стражи, даже несмотря на совершение им после событий Майдана еще двух преступлений (в одном случае его вина уже установлена судом, в другом он сейчас подозреваемый).
"Этому лицу инкриминируется хулиганство. Дело переквалифицировано с умышленного убийства. Обстоятельства дела и все следствие построено больше на свидетельстве обвиняемого. Крисіну инкриминируется нападение на Вячеслава Веремия и в понимании следствия он также является главным свидетелем по делу убийства журналиста", – заявил руководитель Адвокатской совещательной группы Виталий Титич.
В то же время, Крысин дал показания, что выстрел из пистолета в Вячеслава Веремия совершил гражданин Джалал Алиев (житель Горловки, – ред.). ГПУ объявила Алиеву подозрение.
"Однако из имеющихся материалов, и из того, что видно в деле (а было много видео), однозначно нельзя утверждать, что это ранение смертельное, и оно привело к смерти Вячеслава. Это тоже довольно интересный момент, который остался не исследован должным образом", – уточняет Виталий Титич.
Также, по его словам, квалификация как "хулиганство", не соответствует реальным обстоятельствам и даже самим свидетельствам, которые предоставлял Крысин.
"Поэтому ключевое требование к прокуратуре – это изменение обвинения. Крысин, как минимум, должен быть обвинен в препятствовании мирным собраниям граждан, которое он осуществлял путем хулиганских нападений", – отмечает адвокат.
Правозащитница, координатор "Медийной инициативы за права человека" Мария Томак, которая следит за расследованием убийства Вячеслава Веремия, замечает: "Крысин – довольно интересная фигура, потому что именно через него закрыли судебный процесс от общественности.
Сначала ему изменили меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест, потому что, якобы, ему угрожала опасность в СИЗО. Затем защита заявила ходатайство о том, чтобы его отпустить под личные обязательства. Крысин действительно может много знать "лишнего", но разве это повод, чтобы увольнять его из-под стражи, а главное – закрывать от общества одну из ключевых майдановских судебных дел?", – задается вопросм Мария Томак.
В этом деле, говорит правозащитница, очень много вопросов без ответов. В частности, и то, кто стоит за Крысиным, которому системно удается "выйти сухим из воды", и кому нужно, чтобы слушания проходили в закрытом режиме.
Дело убийства Вячеслава Веремия, как и Павла Шеремета в 2016 году, находится на общественном контроле Международной федерации журналистов, которая совместно с Национальным союзом журналистов Украины проводит сейчас кампанию по борьбе с безнаказанностью за преступления против журналистов. По оценкам отечественных и международных экспертов уровень защищенности журналистов от физической агрессии в Украине является недопустимо низким.