Антикоррупционный суд в Украине может начать работу в первом полугодии 2018 года.
Об этом сообщил исполнительный директор международной антикоррупционной неправительственной организации Transparency International в Украине Ярослав Юрчишин, пишут "Украинские новости".
"Существует ли у нас возможность создания качественного Антикоррупционного суда? Я отмечу, что такая возможность есть. Для этого нужно несколько составляющих. Первое - четкое понимание сроков. То есть мы пообещали международному сообществу и украинскому обществу, что в марте 2018 года суд заработает. Дай Бог, чтобы к этому времени была сформирована законодательная база и начался процесс отбора судей. На самом деле для того, чтобы запустить подсистему, необходимо около полугода, и яркий пример этому - САП. То есть во втором полугодии 2018 года мы реально можем иметь действующий Антикоррупционный суд", - сказал он.
По его словам, на данный момент много порядочных людей работает в судейской системе, которые, тем не менее, не создают атмосферу в этой системе.
"Какие же сейчас существуют тревожные нотки в позиции Президента, ответов на которые у нас нет? Первое - создание рабочей группы. Это технология максимального затягивания времени, то есть Антикоррупционный суд будет, но неизвестно когда. Если мы зайдем в 2018 год, то это предвыборный год, когда Верховная Рада будет занята вопросами поднятия пенсий, дискуссиями об уровне тарифов, другими социальными вопросами. Плюс мы должны понимать, что первые выборы - это выборы Президента, и кандидату на должность необходимо фактически консолидировать вокруг себя элиту. Антикоррупционный суд - это вероятность вынесения приговоров по таким делам, как дела Мартыненко или Насирова, и это скорее рассредоточивает элиты, и поэтому, если мы войдем в 2018 год без закона, то в принципе, шансы на то, что в следующем году мы получим Антикоррупционный суд, минимальны", - отметил Юрчишин.
Он добавил, что вторая позиция президента, которая вызывает дискуссию - это создание региональных представительств.
"Во-первых, это противоречит позиции "Венецианской комиссии", во-вторых, у нас, если разбираться, проблема с топ-коррупцией. На самом деле чиновников среднего и нижнего звена привлекают к ответственности за коррупцию. Об этом очень любить рапортовать генпрокурор. Да, это также буксует, но это не такая большая проблема. Опять же, что для страны является большей проблемой: когда из бюджета изымаются миллиарды или когда делается справка за дополнительный какой-то стимул? В обоих случаях - это преступление, но общественный вред больше наносят миллиардные убытки. Позиция, которую отстаивает международное сообщество - это то, что Антикоррупционный суд должен заниматься делами топ-коррупционеров", - уверен директор Transparency International.
По его словам, сейчас таких дел около ста и их вполне реально может рассматривать один суд первой инстанции, созданный в Киеве из 70 судей.
"Это то, что предлагает законопроект №6011, и то, против чего не выступает "Венецианская комиссия". Если же создавать региональные суды, то это около 180-200 судей. Мы с вами были свидетелями отбора 120 судей в Высший суд, это заняло около полугода. То есть мы понимаем, что это такая "временная подушка", которая гарантирует действующей элите, что по ним Антикоррупционный суд не будет работать. То есть до следующих выборов он, скорее всего, не запустится. Таким образом, мы имеем два подозрения о затягивании процесса", - добавил Юрчишин.
Он уверен, что это не личная инициатива президента Петра Порошенко.
"Нет, просто есть значительная часть политической элиты, которая боится НАБУ, которая не понимает, насколько далеко может пойти генпрокурор. Сейчас старая элита, которая работала в старых схемах и на данный момент не отказывается их использовать, понимает, что против них роют, и создание Антикоррупционного суда уже сейчас для них означает большую вероятность быть привлеченными к уголовной ответственности. Поэтому есть некий консенсус старой коррумпированной элиты, к которой по тем или иным причинам прислушивается Президент, затягивая процесс создания суда", - считает Юрчишин.
Он добавил, что "Венецианская комиссия" и Европейский Союз очень четко отметили важность привлечения к конкурсному отбору не только украинских специалистов, но и специалистов с международным опытом.
Ранее "Страна" сообщала, что в Transparency International объяснили очень низкий коррупционный индекс Украины.
Также Антикоррупционная палата не принесет пользы украинцам - Transparency.