О мотивах и последствия действий Зеленского в истории с Конституционным судом

Вот 5 самых важных нюансов этого конфликта...

По конфликту вокруг Конституционного суда – мотивы действий Зеленского и их последствия.
Самое важное.
1. Решение Зеленского вопреки Конституции уволить судей КСУ и отменить их решение – это следствие его борьбы с Порошенко и Ко за поддержку Госдепа США. Порошенко и его лобби предпринимают немалые усилия, дабы убедить американцев в том, что Зеленский и его окружение во главе с Ермаком это русские шпионы, которые хотят оторвать Украину от Запада и ввести ее в зону влияния России. В копилку этой версии идет и скандал с вагнеровцами, и пленки Деркача с разговорами Порошенко и Байдена, и попытки снять главу НАБУ Сытника и, конечно же, решение КСУ по декларациям. Порошенко убеждает американцев, что за всем этим стоят Зеленский и Ермак. И у Зеленского в такой активности порошенковцев видят большую для себя угрозу. Особенно, с учетом возможной победы Байдена на выборах. Поэтому и было принято решение дать ассиметричный ответ – внести откровенно неконституционный законопроект по КСУ. И, таким образом, показать Госдепу, что Зе-команда не только не имеет отношение к решениям суда, но и готова ради верности «антикоррупционным реформам» и «евроатлантическому курсу» растоптать даже Конституцию. Параллельно Зе-команда и ее лоббисты доказывают американцам, что за решением КСУ стоит не Зеленский, а Порошенко, который вошел в союз с врагами США – Коломойским и Медведчуком. То есть это Порошенко русский шпион, а не Зеленский.
2. Зеленский и Ко пытаются также решить вопрос с Конституционным судом, который вышел из под контроля Банковой и ныне управляется Коломойским и Порошенко. Следует сказать, что в таком положении Зеленскому нужно винить только самого себя. В прошлом году Зе-команда предала прежнего главу Конституционного суда Станислава Шевчука. Шевчук еще до первого тура выборов фактически поддержал Зеленского, заявив в интервью «Стране», что не приведет к присяге президента, который победит путем фальсификаций (понятно, что намек был на Порошенко). После чего против Шевчука был организован заговор и его уволили судьи КСУ в мае 2019 года накануне инаугурации. Команда Зеленского не только не препятствовала этому, но и устами Рябошапки одобрила переворот. А затем, когда осенью того же года окружной суд восстановил Шевчука в должности, Банковая палец о палец не ударила, чтоб помочь ему вернуться на свою должность. И теперь – закономерная расплата за предательство. Сейчас проблему Офис президента пытается решать за счет неконституционного законопроекта об увольнении всех судей КСУ. Но даже если за него и проголосуют, то это не означает, что новый состав суда окажется под контролем Банковой, так как Запад постарается максимально наполнить его своими людьми. Поэтому, скорее всего, будет борьба, которая заблокирует на долгое время формирование Конституционного суда. Хотя для Офиса президента, в принципе, эта ситуация будет все равно лучше, чем сейчас.
3. Под шумок скандала с КСУ, Банковая попытается усыпить бдительность американцев и убедить их в необходимости перезагрузки руководства НАБУ и САП. То есть заменить Сытника в НАБУ и поставить во главе САП кадра от Зеленского. Впрочем, пока вероятность того, что Запад это согласует выглядит небольшой.
4. Один из главных мотивов действий Офиса президента в истории с КСУ – показать кто «главный на районе». Это особенно актуально после неудачного выступления «Слуги народа» на выборах. То есть на Банковой хотят показать, что, несмотря ни на что, это они в стране власть и больше никто. И могут продавливать даже полностью антиконституционные законы. Мотив понятный. Но вот только велик риск провала закона (против него выступает, хотя пока и не публично, спикер Разумков, а также очень многие депутаты от «Слуги народа»). А если законопроект провалится, то этот будет очень сильным имиджевым ударом по президенту и может резко ускорить центробежные тенденции во фракции, окончательно оформив в ней альтернативный центр притяжения в лице спикера. Тем более, что есть немало сил, которые готовы процесс этот простимулировать. Не говоря уже о том, что недобитый Конституционный суд тогда точно будет люто мстить Банковой и жизни ей вообще не даст, пачками отменяя законы. В общем, ставка для президента в этой игре крайне велика. В случае проигрыша последствия будут тяжелыми.
5. История с Конституционным судом может стать переломной в отношениях Коломойского и Зеленского. Несмотря на то, что Игорь Валерьевич уже давно не является «олигархом номер 1» при дворе Зе, он сохранял немалое влияние и особые отношения с президентом, что и позволяло ему до сих пор решать многие вопросы. Но продавливание им в КСУ вопреки воле Зеленского решений по декларированию было воспринято на Банковой крайне болезненно. Там считают, что Коломойский вошел в сговор с Порошенко и фактически встал на путь войны с Зеленским. А потому отношения прежними уже точно не будут. Помимо прочего это приведет к росту влияния в окружении Зеленского Рината Ахметова, как естественного союзника Банковой в борьбе с Коломойским. Тем более, что Ахметов и Зеленский взаимно дополняют друга друга. Зеленский, в отличие от Януковича, не строит свою бизнес-империю, грозясь потеснить Ахметова. И, в отличие от Порошенко, не пытается отжать у него «Нефтегазодобычу». А Ахметов не стремится идти в президенты и никого из своих друзей в президенты не двигает. У Ахметова много денег, крупнейший телеканал, но в политическом смысле он сейчас карлик – у него нет ни своей фракции, ни сколько-нибудь значимой депутатской группы. У Зеленского власть есть (по крайней мере пока), депутатов больше двух сотен, но денег мало и своих телеканалов нет. И тут Ахметов может сильно помочь. В конце концов в вопросе убеждения нардепов голосовать за законопроект по КСУ финансовая составляющая будет играть не последнюю роль. Кстати, по слухам, «слугам народа» увеличили зарплаты в конвертах. Причем не на тысячу-две баксов, а сразу раза в 2-3. И для многих из них это куда более важная новость, чем результат партии на местных выборах.

Читайте также
Любое копирование, публикация, перепечатка или воспроизведение информации, содержащей ссылку на «Интерфакс-Украина», запрещается.